ГОД КУЛЬТУРЫ 2014 (краеведение)
Жемчужина земли оренбургской
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!
Боков В.Ф.
Об оренбургском пуховом платке сложены стихи и песни, о нем произнесено немало восторженных речей, написаны сотни научных исследований и искусствоведческих статей, судьбой пуховязального промысла озабочены историки и краеведы, художники и экономисты, специалисты сельского хозяйства.
Оренбургский пуховый платок - название собирательное. Это и тяжелый платок-шаль, и тонкий легкий ажурный платок «паутинка». В удивительном согласии соединились в них уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка.
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Такие платки используются для повседневной носки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел.
Паутинка - ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Раньше не использовался для повседневной носки. Надевался в торжественных, праздничных случаях. Схемы и приемы вязания намного сложнее простого пухового платка. Для изготовления такого платка используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие. Паутинка при размерах 2,5 на 2,5 метра весит не более 80 граммов, но может свободно проходить через обручальное кольцо и умещаться в скорлупе гусиного яйца.

Палантин - тонкий шарф-накидка, по способу вязания и применению аналогичен паутинке.
Откуда ты, паутинка?
«Традиция платочного вязания уходит корнями
в далекие времена, когда и нить,- символ солнечного
луча, и ее естественная окраска, и узоры
орнаментов, и даже само ажурное поле платка были
полны сакрального смысла».
Итта Рюмина
История не донесла до нас, кто был автором оренбургского платка. Есть мнение, что вязание было перенято у калмыцких кочевников. Но эта версия не находит документального подтверждения и остается одной из легенд. Но вот что доносят до нас исторические хроники: вязание ажурных паутинок и теплых шалей зародилось в казачьих семьях, которые массово переселись в Оренбургский край в середине 18 века.
В условиях, когда приходилось жить по военным законам казачьей жизни, когда «тощий надел и неблагодатная почва» не могли прокормить семью, а покинуть станицу было далеко не безопасно - женщины нашли возможность дополнительного заработка. Особенности качества пуха местных коз натолкнули их на мысль о создании легкой, теплой и необходимой в женском костюме вещи. Козий пух при прядении вытягивался в тончайшую нить, подобную паутине. Никакая овечья шерсть, лен, конопля не были столь податливы и нежны при традиционной обработке. Вот уже более двухсот лет официально распространение оренбургского пухового платка связывают с именем Петра Ивановича Рычкова. Конечно, и до Рычкова казахи и калмыки использовали козью шерсть и подшерсток (пух) для разных хозяйственных нужд, но промысел пуховязальный не существовал. Именно П. И. Рычков первым привлек внимание уральского населения к домашним и диким козам, как к поставщикам уникального сырья, предложив извлекать из них «… еще новую выгоду» – вычесывать пух и вязать из него предметы одежды.
Его жена - Елена Денисовна Рычкова, долгое время проживая вместе с мужем среди местного населения, терпеливо приучала казачек и крестьянок к вязанию. Стали появляться первые мастерицы-пуховязальщицы, создатели оренбургского платка. Слава о них распространилась не только в России – по всему миру. За эту бескорыстную работу, а также за связанные ею платки в 1770 году Вольное экономическое общество наградило Елену Денисовну золотой медалью.
Вязаная история
Оренбургский пуховязальный промысел относится к числу наиболее ценных, исторически сложившихся художественных промыслов.
Платки оренбургских вязальщиц находили себе место повсюду, начиная от избы селянина и кончая домами знатных людей. Пуховые изделия наших мастериц перешагнули границы родной страны и очутились на выставках и в магазинах многих столичных городов Западной Европы, Азии и Америки.
Давний казачий промысел еще в середине XIX века выставлялся на международных выставках. И уже тогда оренбургские пуховницы получали награды: в 1851 и 1862 года – медали на Всемирных выставках в Лондоне, в 1897 – медаль в Чикаго, в 1958 году – большая серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли внимание императорской семьи. Императорский двор желал иметь оренбургские платки, связанные определенной мастерицей. В 1877 году великой княгине Марии Павловне по ее личному желанию были доставлены две шали, связанные казачками Оренбургского казачьего войска.
Существует интересный исторический факт. В 1891 году Оренбургский край посетил цесаревич Николая. Встречали его во всех поселениях от Орска до губернского центра. Принимала высокого гостя и купчиха из станицы Верхнее-Озерной Дарья Кретова. По такому случаю окна в своем доме она занавесила ажурными белоснежными паутинками. От купеческого дома Кретовой шла аллея до арки, воздвигнутой казаками в честь высокого гостя. Аллея была устлана коврами и лебяжьим пухом, и, по словам старожилов, в том числе, и белыми пуховыми платками. Пуховыми платками для будущего царя Николая II была устлана и дорога от дома до церкви.
Оренбургский пуховый платок упоминается в художественных произведениях 19-20 в.в.
Русская литература представляет много примеров, где пуховый платок выступал как «близкая и привычная» деталь женского костюма, причем у женщин самого разного имущественного положения. В произведениях А. Н. Толстого, Н. А. Тэффи, М. А. Алданова неоднократно упоминается платок при описании быта дореволюционной России.
В рассказе «Ги де Мопассан» И. Э. Бабель видит действующих лиц именно в оренбургских платках: «мужья закутали сестер в котиковые манто, в оренбургские платки, заковали в черные ботинки…»
У И. А. Бунина в цикле «Темные аллеи» героиня рассказа «Генрих» «…накинула на волосы вязаный оренбургский платок, он надел дорожную каскетку, и они, качаясь, пошли по бесконечным туннелям вагонов…»
В зарубежных литературных источниках XIX века встречаются некоторые интересные упоминания оренбургского пухового платка. Вот некоторые из них:
1882. «Летний тур по России» итальянского писателя Антонио Галленги:
«Вы увидите турецкие ковры, персидские шелка и самое главное — знаменитые оренбургские платки. Они столь тонки, что их можно (по их словам, сам я не пробовал) продеть через женское колечко. Несмотря на это, они столь широки, что женщина может закутаться в такой платок полностью — с головы до пят»
1876. «Туркестан: заметки о путешествии в российский Туркестан, Коканд, Бухару и Кульджу» американского дипломата Юджина Скайлера:
«На каждой станции нам предлагали купить прекрасные оренбургские платки, как белого, так и серого цвета. Они были связаны казачками из длинных волокон, получаемых от особой породы коз, разводимой здесь. Некоторые из наиболее изысканных изделий требуют целые месяцы и даже годы вязания»
1893. «Всемирная выставка имени Колумба в Чикаго, штате Иллинойс»
«Наиболее прекрасные изделия, изготавливаемые данными женщинами, — это оренбургские платки, образцы которых были представлены в Женском Здании в разделе российских сельских ремесел. [...] Упорство и талант крестьянок, вяжущих эти шали, демонстрируется тем фактом, что нередко им требуется целый год для создания одного такого платка. Изделия, представленные в Чикаго, были шириной в два с лишним метра, общей площадью около 4,5 кв.м. и при всем при этом весили всего около 225 грамм, и могли быть легко продеты через обычное кольцо».
Успех, который приобрел оренбургский пуховый платок, привлек уже в те годы заинтересованных людей. Заказы на изготовление платков получало все большее количество оренбургских надомниц. А в 1939 году была создана промысловая Артель им. Парижской коммуны (в 1960 году переименована в фабрику «Оренбургских пуховых платков»), которая объединила почти всех мастериц области. 23 пуховязальных производства, около 15 тысяч надомниц из более чем 200 сел и городов вывязывали славу Оренбургского края. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.
Во время Великой Отечественной войны все, кто умел вязать, считали делом чести послать на фронт как можно больше теплых рукавиц, носков, свитеров, жилетов, так что ассортимент вязаных изделий существенно расширился.
Вот такие бесценные козочки!
…Этот пух оренбургские козы
Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.
Выскубова Л.В.
В основном вся популярность оренбургского пухового платка обязана оренбургским козам. Качество пухового платка во многом зависит и от пуха. Ни одна порода по качеству не сравнится с губерлинскими козами Оренбуржья, которые дают тончайшее сырье для вязания. А чем тоньше пух, тем он легче, мягче, эластичнее, лучше пушится. Пух оренбургских коз очень ценен.
Оренбургская порода коз – единственная в нашей стране, обладающая самым тонким (14-16 мкн) эластичным пуховым волокном, не грубеющим с возрастом. Его отличают блеск и шелковистость, относительная крепость и естественная однотонная окраска, малая теплопроводность и уравненность волокна по длине. Пух хорошо отделяется от основной шерсти, что имеет большое значение при его переработке. Но самым важным для вязальщиц является его мягкость и изумительная нежность. Только мягкий пух можно спрясть в нить, подобную паутине. Особенность пуха - в его изумительной нежности. Но справедливо будет заметить, что другие разновидности пуха, не повторяющие всех перечисленных качеств, в настоящее время также используются оренбургскими пуховязальщицами.
Пух оренбургских коз является одним из лучших в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз в Европу и Южную Америку, но козы, оказываясь вне морозного уральского климата, сразу теряют все свои лучшие пуховые свойства.
В наше время, уже в ХХ веке, пуховых коз из Оренбуржья переселяли на Северный Кавказ, полагая, что нагорные луга Домбая не хуже губерлинских. Всего лишь за три года оренбургские козы «потеряли» пух: влажный воздух Кавказа отразился на животных. Все эти опыты с оренбургскими козами убедительно доказали, что, во-первых, для созревания пуха нужны не только благодатные луга, но и особый климат; во-вторых, высококачественный пух коза приобретает именно в Губерлинских горах. Летом там прекрасные пастбища, продуваемые сухими ветрами. Зимой – яркое солнце, ядреный морозный воздух, студеные метели. Поэтому Оренбургский регион для них единственно возможная среда обитания.

Губерлинские горы
«Красна сказка складом, а платок – ладом»

Расскажи, моё сердечко,
Что любви счастливой не таю.
Выйду на крылечко.
В золото колечко
Дымку-паутинку
Пропущу свою.
Оренбургский пуховый платок, как всякий художественный промысел, родился не сразу. Тысячи женских рук, рук умелых, творческих, любящих свое дело, довели его до совершенства. Столетиями копили пуховницы приемы вязания, собирали узоры, рисунки, оттачивали известное, осваивали новое. Случайное и наносное отпадало, оставалась только суть, естество, самое ценное. Можно представить, как опыт первых мастериц пуховязания передавался и оттачивался от поколения к поколению, как шел процесс накопления и совершенствования ремесленно-технических навыков и приемов обработки пуха и вязания. Всё возрастающий спрос вынуждал привлекать к изготовлению платков членов семьи и родственников, а затем односельчан. В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем. Истинно «народное» происхождение в сочетании с технической сложностью узоров являются отличительными признаками оренбургского пуховязального промысла.
Оренбургский пуховый платок вязали дома. Не терпит он конвейера, спешки. Только терпеливые, упорные и трудолюбивые могли часами перебирать пух, пушить и чесать его. Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко. Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы – прядение. Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием! Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку – «паутинка». А уж дальше черновая работа заканчивалась, и начиналось предоставление «товара лицом». Именно в выборе рисунка вязания, в умелом расположении его и по кайме, и по середине проявлялся талант мастерицы. И ей не нужны были рисунки, не считала она накидки и петли, мозг работал как компьютер, давая рукам точные команды. Зубчики на пуховых паутинках похожи на крепостную стену вокруг древнего города, затем вяжется кайма, после этого "решетка", затем середина. Ну и, конечно же, вывязываются в пуховой паутинке дырочки - обычная, круглая, вывернутая. Из них состоит вся пуховая паутинка, на них и строится процесс творчества: как скомпоновать эти дырочки сначала в простые рисунки - "цветочек", "косорядка", "цепочка", а потом более сложные – «снежинка", "соты". Из последних строятся еще более сложные - "круги", "змейки". В зависимости от того, каков уровень пуховницы, и получаются пуховые платки - либо простенький, либо средненькие, либо произведения искусства.
Интересен и тот факт, что, несмотря на многонациональность нашего края, вязание было широко распространено именно среди русского населения. До сих пор все узоры платка носят русские имена, хотя в промысле уже в 20-м веке появились замечательные династии татарских и башкирских мастериц. Однако каких-либо народных татарских или башкирских названий узоров в пуховязании нет.
А вот орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности. Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов. Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, овладев им в совершенстве.
Платки с растительным орнаментом
В очерке Л. И. Володковича «Оренбургские пуховые платки» (из книжки Чкаловского Издательства 1954 года «По родному краю») приводится интересное высказывание одного из современников о том, как создаются узоры пуховых платков и паутинок: «Рисунок вязки, по большей части, представляет плод личной изобретательности самих вязальщиц, прибегающих иногда за недостатком других образцов к копированию снеговых узоров на полузамерзших окнах своих жилищ». В этой связи любопытны названия узоров каёмок, в виде простых и метких слов: «кошачьи лапки», «паутинка», «косой рядок», «елочка», «шашечки», «цепочки», «решеточки», «окошечки», «тройная ягода», «узорчатая ягода», «крупная малинка», «выворотной узор», «зубчики», снежинка, рыбки, корольки, дождики, глухотинки, гармошка, крупная малинка,и пр. По сей день в узоре используется и растительный орнамент (ландыши, гроздья винограда, ромашки), и геометрический (кубики, рыбка, змейка, мышиные лапки).

Платки с геометрическим орнаментом
Вряд ли современные пуховязальщицы думают о символике орнамента, и, скорее всего, они не умеют читать эти послания из глубины веков. Но «…глубина народной памяти измеряется тысячелетиями» и мастерицы, вывязывая свои дивные узоры, подсознательно вкладывают в свое рукоделие собственное представление о красоте и гармонии окружающего мира, стремление к счастью, благополучию и достатку.

Платок с животным орнаментом
Вязаных дел мастерицы

Зарумянились зарницы,
Дуют в поле ветры степняки.
Вяжут пуховницы,
Наши мастерицы,
Вяжут всем на радость
Дивные платки.
Сегодня вязание платков уже не так распространено, как было 200 лет назад. Но мастерство не утрачено, и ремесло продолжает жить как в фабричных платках, так и в паутинках ручной вязки. При этом современные вязальщицы привносят в платки новшества, изобретают элементы.
Отличительной чертой оренбургского пуховязального промысла была и остается преемственность поколений, передача накопленного опыта. Издавна в семье девочек обучали вязанию. Основные профессиональные навыки передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке. Лучшие вязальщицы живут, как правило, не в Оренбурге, а в деревнях с вековыми традициями пуховязания. "Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!" - такие слова можно услышать городской девушке в местных деревнях". Платочным районом по праву является Саракташский район. Именно оттуда – лучшие мастерицы пуховязания.
Федорова Ольга Александровна
Творения ее неутомимых рук – значительное явление в жизни народного промысла, ставшего одним из самых известных брендов нашего края и золотым фондом российского декоративно-прикладного искусства: они хранятся в Московском государственном историческом музее, Русском музее Санкт-Петербурга, историко-художественном музее Сергиева Посада. Многие платки нашей землячки осели в национальных и частных коллекциях зарубежья, в том числе и США. Творческие разработки О. А. Федоровой оказали огромное влияние на развитие оренбургского народного промысла, приумножили его достоинства, став своеобразным эталоном для многих пуховязальщиц.
В память о самой яркой пуховязальщице 20 века и своем педагоге коллектив Оренбургского художественного училища установил на здании мемориальную доску. Музей изобразительных искусств хранит в своем фонде 11 платков Федоровой. Каждый из них не похож на другие, каждый имеет свои особенности в орнаментной композиции, цветовом оттенке, тонкости нити, размере.
Лейла Вахитовна Губайдуллина.
Потомственная вязальщица. С 5 лет Лейла перенимала у старших умение вывязывать традиционные узоры на каймах теплых шалей и полотнах тонких паутинок. Среди сюжетов: и патриотические (С гербом России и гербом гильдии пуховязальщиц), и сказочные (Царевна Лягушка, 3 девицы под окном, герои греческой мифологии), и бабочки, как символ женской свободы. У вязальщицы более 20 выставочных экземпляров платков. Свои работы она не продает – хочет создать частную коллекцию. Губайдуллина – участница многочисленных областных, всероссийских и зарубежных выставок. Все этапы работы – от подбора пуха до натягивания паутинки на пяльца – выполняет вручную. По старинной традиции пух для вязания берется только от оренбургских коз. Женщина считает, что это сырье мягче, не засорено волосом, хорошо пушится. Сейчас занята новым экспериментом - пробует воссоздать технику вязания теплого платка начала 20 века. Изделия Лейлы Вахитовны пользуются особым успехом, ведь эта удивительная женщина, библиотекарь, связала целую коллекцию платков, являющихся своеобразными иллюстрациями к сказкам, в частности, А. С. Пушкина.
Роза Сахабовна Гумерова.

Потомственная вязальщица. Творческая жилка передалась ей от матери. К 250-летию Оренбурга она связала двухцветную паутинку с видом Караван-сарая – архитектурного памятника областного центра. Готовясь в прошлом году к поездке в Торонто на Международный фестиваль народного творчества, связала канадский и российский флаги. К 60-летию земляка В.С. Черномырдина по заказу районной администрации связала большой платок с инициалами ЧВС, искусно вплетающимися в традиционный орнамент. Ее платки расходятся в столицу и иные края – на подарки и сувениры.
Разима Галиуллина.

Рекордсменка среди оренбургских пуховязальщиц. Девушка вывязывает 249 петель за 3 минуты! Самостоятельно связала платок в 7 лет, а в 15 лет получила первую награду на конкурсе «Рисуем спицами». Затем был конкурс «От матери к дочери». Где заняла первое место сначала на районом уровне, а потом и на областном. В акции «Возрождая народные промыслы» девушка и установила свой рекорд.
Среди прославленных пуховязальщиц - Валентина Федорова (сестра знаменитой оренбургской пуховязальщицы Ольги Федоровой), Зоя Давыдова, Миннур Ишмухаметова, Нина Афанасьевна Шрамко, Клавдия Ивановна Мараховец, Магинур Хусаинова, Гавгар Мусаева, Фардана Шафина, Мингиза Абдуллина, Римма Равильевна Якупова, а также целые «вязальные» семейства как, например, Бакиевы, Гумеровы, и Шафиковы. Мастерицы утверждают, что процесс вязания успокаивает и умиротворяет: исчезает грусть, тоска, тревога. Да и психологи утверждают, что успокаивает не только процесс вязания, но и созерцания вязаных вещей. Поистине – Божий промысел.
За спиной каждой вязальщицы стоит целая жизнь, наполненная радостями, встречами, трудностями и победами, любовью и ежедневными заботами. Но всех их связывает оренбургский пуховый платок, традиции оренбургского пуховязания, любовь к своему женскому рукоделью, к своему родному краю – Оренбуржью.
Пуховязальщицы практически не «возобновляемые» профессионалы. Ежегодно областной художественный колледж выпускает по этой специальности 3-6 мастериц.
Екатерина Годовова была в первом выпуске пуховязального отделения Оренбургского художественного училища, которое возглавляла легендарная мастерица Ольга Александровна Фёдорова. 7 февраля в галерее «Оренбургский пуховый платок» Екатерина открыла первую персональную выставку «Второе дыхание оренбургской паутинки». Впервые, наряду с традиционными платками молодой автор представит и работы, отражающие ее личное видение паутинок. Она уже ввела в пуховязание новый элемент «Олюшка», названный в честь своего учителя Ольги Александровны Фёдоровой – знаменитой вязальщицы XX века. На выставке оренбургская мастерица также представит работы уже своих учеников.
Бесценные экспонаты музеев
Галерея «Оренбургский пуховый платок» - так называется музей, где представлены экспонаты из прошлого. Музей обладает единственной в России коллекцией оренбургских пуховых платков. Галерея создана с целью показать уникальную коллекцию оренбургских платков. Там организуются тематические выставки. С большим успехом проходила выставка «Веретено истории. Страницы летописи оренбургского пуховязального промысла» (15 мая 2012 г.) Данная выставка явилась своеобразной начальной ступенью в открытии галереи изобразительных искусств.

У сотрудников Оренбургского областного музея изобразительных искусств много планов и предложений. В то же время, осуществляя конкретные начинания, музей приветствует любую возможность организации выставок оренбургских пуховых платков, как в России, так и за рубежом. Подобные выставки прошли в Германии, Испании, Швейцарии, Дании, в Казахстане, на Украине, в Армении и Азербайджане.
В Рио-де-Жанейро, где проходила Генеральная конференция Международной организации музеев, директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев и его коллеги из Оренбуржья представили коллекцию, которая сегодня вызывает наибольший интерес, коллекцию оренбургских пуховых платков. Аналогичная коллекция была продемонстрирована и в Риме, и в Неаполе на передвижной выставке «Сохраняя традиции русского искусства». Если для русских посещение подобных выставок связано с ностальгией, то для иностранцев это всегда открытие.
Оренбургский платок покорил туманный Альбион! В феврале 2014 года в выставочном зале Россотрудничества в Лондоне открылась новая выставка «Оренбургский пуховый платок». Выставку подготовили постоянные партнеры фабрики сотрудники Областного музея изобразительных искусств, в рамках перекрестного года между Великобританией и Россией. Куратор выставки И. Бушухина рассказала, что на выставке представлены изделия из коллекции осень-зима 2013-2014 гг. А. Романцовой, которая является основательницей и креативным директором A LaRusse. Для гостей выставки был проведен мастер-класс по вязанию пуховых платков.

…И в январские метели
Вспоминают люди мастериц.
В Лондоне, Брюсселе,
В Праге и Марселе
Тоже прославляют
Наших пуховниц…
В 2009 году музей изобразительных искусств выступил с инициативой проведения областного праздника, связанного с оренбургским пуховым платком «Покров-день – платок надень». К этому празднику приурочена ежегодная акция «Покров день в оренбургском платке», в наше время платок – модная деталь гардероба. И вяжут его не только бабушки, но и молодежь. На очередной турнир по пуховязанию в зале областной филармонии собрались более 700 пуховниц со всей области, в том числе дети, школьники, студенты.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств совместно с Историко - мемориальным музеем Виктора Степановича Черномырдина представил выставочный проект "Судьба. Платок. Черный Отрог", приуроченный к 75-летию со дня рождения В. С. Черномырдина. В проекте - рассказы о судьбах женщин села Черный Отрог, связавших свою жизнь с оренбургским пуховязальным промыслом. В своих воспоминаниях В. С. Черномырдин не раз подчеркивал, что "вся деревня платки вязала" и их семья не была исключением, "одевалась - обувалась" за счет продажи пуховых платков. Уже одно то, что пуховязальная артель открылась в селе раньше, чем колхоз, что из 280 дворов в 1926 году в 235 занимались изготовлением платков, красноречиво свидетельствуют о роли пуховых платков в жизни сельского населения села. Мать Виктора Степановича Черномырдина Мария Петровна благодаря вязанию платков поставила на ноги пятерых детей. И сегодня в Черном Отроге вяжут замечательные теплые платки, которые согревают плечи женщин в разных уголках России.
В музее космонавтики имени Ю. А. Гагарина (Звёздный городок) оренбургская делегация оставила в память о сороколетии полета в космос пуховый платок с вышивкой, выполненной нашими пуховницами, и портрет Юрия Алексеевича, который искусно изготовили ткачихи «Орентекса».
В календаре основных мероприятий по проведению Года Культуры в Оренбургской области заявлено проведение Всероссийского фестиваля профессионального народного искусства «Оренбургский пуховый платок».
Теплые узоры платка в эмблемах и символах
Оренбургский пуховой платок – в виде марки
5 июля 2013 года тиражом в 200 тысяч экземпляров вышла серия из четырех марок «Декоративно-прикладное искусство». Одна из марок посвящена оренбургскому пуховому платку. К выпуску была подготовлена художественная обложка и конверты первого дня гашения. Погасить штемпелем приобретенные марки можно было в Москве 5-7 июля, а 12 октября почтовая марка, посвященная знаменитому оренбургскому платку, была погашена на его родине в Оренбурге в Галерее пухового платка.

Форма марки: треугольная.
Размер: 5х5х7 см. Номинал: 15 рублей. Тираж: 200 000 экз.
"Почтовую марку смогут увидеть не только жители Оренбурга, но и всего мира. Наш платок достоин этого, пуховый символ Оренбуржья известен не только в России, но и далеко за ее пределами", - сказал ИТАР-ТАСС министр культуры и внешних связей Оренбургской области Виктор Шориков.
Заметим, что это не первый случай изображения оренбургского пухового платка на марках. Так, в 2010 году была выпущена марка, посвященная Оренбургской области, где тоже не обошлось без изображения пухового платка.
Оренбургский символ – в Сочи
В 2013 году музейный выставочный проект «Оренбургский пуховый платок» поучил высокий статус участника Культурной Олимпиады «Сочи-2014». Это уникальный проект организаторов игр, представляющий лучшие культурные события страны. Народный художественный промысел «оренбургский пуховый платок» является предметом национальной гордости, поэтому хотелось предоставить возможность самой широкой публике увидеть лучшие образцы всемирно известных оренбургских пуховых платков.
На визитной карточке Оренбуржья – пуховых платках – отражено грандиозное спортивное событие. Оренбургские пуховницы захотели согреть своим мастерством российских спортсменов, выступающих на Олимпийских играх в Сочи. В преддверии Эстафеты олимпийского огня в галерее «Оренбургский пуховый платок» презентовали несколько уникальных образцов.
Самый необычный узор придумала вязальщица Лейла Губайдуллина. На ее платке красуются все три символа Олимпиады - леопард Барсик, белый медведь Полюс и зайка Стрелка.

Работа была сложной и кропотливой – рисунок нужно было сначала придумать и изобразить на миллиметровой бумаге, а затем вывязывать на платке, тщательно сверяясь со схемой. Лейла Губайдуллина работала над этим ночами в течение месяца. Для сравнения: платок с традиционными узорами вяжется в два раза быстрее.
Узор на платке 70-летней Зои Давыдовой символизирует переход от летней Олимпиады 1980 года к предстоящей зимней 2014 года.

А известная мастерица из села Желтое Миннур Ишмухаметова связала свой фирменный узор – восточную звезду, но добавила в вышивку сделанные шелковыми нитями олимпийские кольца.
Самые красивые платки отправились на Олимпиаду в феврале 2014 года. Оренбургские мастерицы вложили в них тепло своих сердец с пожеланиями российским спортсменам блестящих побед.
Это интересно!
Вопрос-загадка об оренбургском пуховом платке
Игрокам интеллектуальной программы «Что? Где? Когда?» как-то был задан вопрос:
«Википедия называет ЕГО одним из символов России. Александр Филатов увидел в НЁМ: необъятное русское раздолье, ледяной узор по краю речки, волнистый дымок над крышей; а песню о НЁМ назвал тёплой и душевной. Назовите ЕГО максимально точно».
Да! Это все о нем – о нашем замечательном и неповторимом произведении искусства -
ОРЕНБУРГСКОМ ПУХОВОМ ПЛАТКЕ!
Чудесный промысел оренбургский – на века!
…Я изящным движением накину
Паутинки ажурной наряд,
Распрямлю свои плечи и спину,
И окрашу лукавостью взгляд.
На избыток проблем невзирая,
На вечернюю глядя зарю,
Завернусь в это облако Рая
И к блаженству душой воспарю.
Выскубова Л.В
Сейчас в городе масса магазинов - «Оренбургские пуховницы», «Оренбургский пуховый платок», «Гильдия пуховниц» и др. - где можно приобрести изделия из Оренбургского пуха - оренбургскую шаль, цветные шарфы и паутинки ручной вязки, шарфы, кофты, варежки, носки, а так же пряжу и другие аксессуары для вязания. Оренбургский пуховый платок (белоснежная паутинка или теплая серая шаль) есть сегодня в гардеробе каждой женщины Оренбуржья. И платок не выходит из моды. Паутинкой можно дополнить или украсить вечерний костюм, ее изящные узоры удачно подчеркивают индивидуальность; в ней смело можно появиться и в офисе, и в театре. А от нежного пуха серого платка становится по-домашнему тепло и уютно. В самую холодную пору, когда в небе, окутанном темными тучами, кружатся крупные хлопья снега, когда деревья сгибаются под тяжестью хрустящих белых шапок, когда мороз, не щадя никого, начинает пощипывать за щеки - вас надежно согреет оренбургский пуховый платок. Гости Оренбурга, отбывающие домой, до сих пор получают неизменное задание: привезти знаменитое изделие домой. Века идут, а спрос на него не снижается. Время показало: оренбургскому платку капризы моды не грозят, он как хлеб – всегда нужен и никогда не надоест.
Оренбургский пуховый платок несет в себе характерные черты, которые свойственны народному промыслу: традиционность, исполнительскую преемственность, вариантность, коллективность, ручное изготовление. А еще в народе говорят, что платок не только из пуха и ниток вяжется – тут все важно: и как природу знаешь, и как людей ценишь, и как предков почитаешь. Поэтому и жива оренбургская паутинка, что одаривает нас не только теплом, но и удивительной, неповторимой красотой, сочетания в себе прекрасное и полезное.
Несомненно, у оренбургского пухового платка впереди большое будущее — будущее, основанное на вековых традициях.
Представляем вашему вниманию виртуальную выставку «Оренбургский пуховый платок».
подробнее...
Список литературы
1. Бушухина, И. В. Оренбургский пуховый платок : альбом / И. В. Бушухина. – Оренбург: Оренбургская книга, 2012. -184 с.: ил.
2. Бушухина, И. В. Оренбургский пуховый платок / И. В. Бушухина; пер. на англ. Н. С. Ковалев. - Оренбург: Димур, 2005. - 263 с.: ил.
3. Федорова, О. А. Так вяжут платки в Оренбурге / О. А. Федорова. - Оренбург: Димур, 2010. - 141, [2] с.
4. Бушухина, И. В. Покров-день – платок надень / И. В. Бушухина // Мир музея. - 2013. - № 309. - С. 51 - 54.
5. Ужакина, Н. Божий промысел / Н. Ужакина // Оренбургский край. - 1999. - № 5. – С. 30 - 31.
6. Возвращение к истокам : беседа с И. В. Бушухиной / записали М. Куромысова,
А. Максимова // Оренбургская сударыня. – 2013. - № 49. – С.10.
7. Чернова, Е. Откуда ты, паутинка? / Е. Чернова // Яик. - 2010. - № 51. – С.7.
8. Давыдова, С. Девушка вывязывает 249 петель за три минуты / С. Давыдова // Яик. - 2010. - № 51. – С.7.
9. Емельянова, Н. Пуховая нить путеводная / Н. Емельянова // Южный Урал. – 2010. - № 31-32. - С. 24.
10. Бубликова, Т. Пуховое бремя / Т. Бубликова // Оренбуржье. - 2010. - № 31-32. – С.5.
11. Широнина, Г. Сказки рассказывают спицы / Г. Широнина // Оренбургская сударыня. – 2011. - № 44. - С. 8.
Использованы материалы сайтов:
www.oreninform.ru
www.orenshal.ru
www.liveinternet.ru
www.orenburgplatok.ru
www.orenblog.ru
www.oren.aif.ru
www.osu.ru
www.onlineon.ru
www.omizo.ru
www.orenkruzeva.ru
www.platki-plus.ru
www.kraeved.opck
www.orenmagazin.ru
www.street-fashion-guide.ru
www.orenblog.ru
www.orengarn.com
www.shal56.ru
www.tasstelecom.ru
www.orenblog.ru
www.oren.ru
www.maxpark.com
www.orenlib.ru
|