В 2016 году Россия будет отмечать знаменательную дату 250-летие со дня рождения историка и писателя Николая Михайловича Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) - знаменитый русский литератор, историк, крупнейший представитель эпохи сентиментализма, реформатор русского языка, издатель. С его подачи словарный состав обогатился большим количеством новых слов-калек.
Н. М. Карамзин появился на свет 12 декабря (1 декабря по старому стилю) 1766 года в семье помещика в селе Михайловка Самарской губернии Бузулукского уезда (ныне Бузулукский район Оренбургской области). Вскоре семья переехала в Симбирскую губернию в с. Знаменское. Николай Михайлович принадлежал к дворянскому роду, ведущему своё происхождение от татарского мурзы, по имени Кара-Мурза. Отец Михаил Егорович Карамзин – дворянин, помещик, служил в Оренбурге при И. И. Неплюеве. Был женат на уроженке Оренбургской губернии Екатерине Петровне Пазухиной. Коля рано остался без матери и едва помнил ее, но сохранил особое благоговение к её памяти. С самого раннего детства начал читать книги из семейной библиотеки. Карамзин получил хорошее домашнее образование. Знал немецкий, французский, английский, итальянский языки.
К дискуссии о месте рождения…
Многие годы идет дискуссия о месте рождения Николая Михайловича Карамзина.
Дискуссия, начавшаяся вскоре после его смерти, вызвана целым рядом причин. Основная причина - это скудость документальных источников о Карамзине и его семье из-за объективной утраты и особенностей оформления документов в XVIII веке. В 1857 г. М. А. Дмитриев писал: «Некоторые полагали, что он родился в Оренбургской губернии, но это решительно неверно. Оренбургская деревня, которую считали местом рождения Карамзина, именуется Преображенское, она же и Михайловка, тогда еще не была заселена; тут была в 1765 году степь...». После этого безапелляционного заявления в российской историографии возобладала «симбирская» версия о рождении Н. М. Карамзина. Так ли верно его утверждение? Ответ можно найти в труде Е. В. Мишаниной «Об оренбургском происхождении Н. М. Карамзина» (портал: http://kultura.orb.ru/ (раздел «Культурное наследие», подраздел «Исследования»), кандидата исторических наук, научного сотрудника Лаборатории исторического степеведения Института степи Уральского отделения РАН.
Информация о том, что российский историк и писатель Николай Карамзин родился в Оренбургской губернии, а именно на территории нынешнего Бузулукского района в селе Преображенка (изначально Михайловка, Карамзиха), появилась в статье Н. Веркашанцевой «Колумб из Оренбургских степей», опубликованной в газете «Оренбургская неделя» от 22 апреля 2015 года.
Исследование кандидата исторических наук Елены Мишаниной «Об оренбургском происхождении Н. М. Карамзина» должно поставить точку в спорах историков и краеведов, начавшихся еще в 19 веке. Официально считается, что Николай Михайлович родился в Ульяновской области. Однако существовала и иная версия, согласно которой местом рождения историка является территория современного села Преображенка Бузулукского района, причем именно эту версию поддерживают ближайшие родственники Карамзина!
Елена Мишанина приводит множество доказательств в пользу последней версии места рождения Николая Михайловича. В частности, об этом пишет Наталья – родная сестра Ивана Дмитриева, близкого друга известного историка. Вот, что говорится в ее письме академику Петру Пекарскому: «Николай Михайлович родился в Оренбургской губернии в с. Михайловке (Преображенское тож). В Карамзихе родился один меньшой брат, сын моей тетки Александр, а от первой жены все дети родились в Оренбурге».
Среди неоспоримых доказательств – факты из жизни семьи писателя и историка. В середине 18 века отец Николая Михайловича – Михаил Егорович Карамзин служил при губернаторе Оренбургской губернии. Он же основал село Преображенка (изначально: Михайловка, Карамзиха).
Любые темы, пробуждающие интерес общественности к наследию Николая Карамзина, полезны и важны для сохранения памяти о колоссальном масштабе его личности, научном и творческом подвиге.
Разносторонняя личность
Карамзин — писатель, поэт и переводчик.
«Влияние Карамзина на литературу можно
сравнить с влиянием Екатерины на общество:
он сделал литературу гуманною»
А. И. Герцен.
Исключительная образованность Карамзина - его личная заслуга.
Военная служба проходила без энтузиазма: в 17 лет Николай Михайлович уже отставной поручик. Хотелось писать, сочинять, переводить. Впереди целая жизнь и Карамзин решает посвятить ее исключительно литературе.
Русская литература XVIII века была молодой и начинающей – не более десяти имен, но каких! - Ломоносов, Фонвизин, Державин. Николай Михайлович пишет другу: «Я лишён удовольствия читать много на родном языке. Мы ещё бедны писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными». Неужели в России того времени было мало талантливых людей? Нет, конечно. Но дело стало за языком: писателям необходимо было учиться передавать новые мысли, новые чувства, описывать новые предметы, научиться виртуозно пользоваться русским языком.
Карамзин делает установку на живую разговорную речь образованных людей. Он пишет не учёные трактаты, а путевые заметки («Записки русского путешественника»), повести («Остров Борнгольм», «Бедная Лиза»), стихи, статьи, переводит с французского и немецкого.
Поэзия Карамзина существенно отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина.
Карамзина интересует внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума.
Карамзин вошел в историю как реформатор русского языка. Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка.
Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.
В 1787 году, увлечённый творчеством Шекспира, Карамзин опубликовал свой перевод оригинального текста трагедии «Юлия Цезаря». О своей оценке произведения и собственного труда, как переводчика, Карамзин писал в предисловии: «Трагедия, мною переведенная, есть одно из превосходных его (Шекспира) творений… Если чтение перевода доставит российским любителям литературы достаточное понятие о Шекспире, если оно принесёт им удовольствие, то переводчик будет награждён за труд его».
Карамзин – историк и Колумб Древней Руси.
«Карамзин есть первый наш историк и последний Летописец...»
А. С. Пушкин
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
«История государства Российского» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А. С. Пушкина, «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н. А. Полевого)
Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году. Он писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века … Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещённых, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара …»
|