 Согласно Указу Президента России Владимира Путина, подготовленного Министерством культуры по его поручению, 2016 год объявлен в Российской Федерации годом Российского кинематографа.
Традиция – посвящать целый год какому-то значимому или выдающемуся событию или явлению существует как в России, так и во всем мире. Вспомним, чему были посвящены несколько последних лет. 2011 – космонавтике, 2012 – истории, 2013 – охране окружающей среды, 2014 – культуре и 2015 – литературе. Без сомнения, не только для самой страны каждое из этих явлений имеет огромное значение, но и для всей мировой общественности. В 2016 году отмечается юбилей не менее важного и яркого явления – кинематографа.
Минкультуры России разработало официальный логотип Года российского кино. На нем изображены отрывной билет с соответствующей надписью и три прямоугольника с цветами флага Российской Федерации. Логотип отражает преемственность поколений кинематографистов, старых и новых технологий.
Как всё начиналось…
В 1886 году французы братья Люмьер познакомили с кинематографом россиян, а в 1898 году появились на свет первые российские фильмы.
Первым российским фильмом считается картина «Понизовая вольница» («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Режиссером фильма выступил Владимир Ромашков, а сценаристом Василий Гончаров. Руководство и финансирование фильма осуществлялось предпринимателем Александром Дранковым.
Александр Дранков (18.01.1886 – 03.01.1949)
Русский фотограф, кинооператор, продюсер, один из пионеров российского кинематографа, колоритнейшая фигура дореволюционного столичного бомонда.
Фильм «Стенька Разин» был немым, сцены длились буквально минуту, а сам фильм имел продолжительность около 6 минут. Для того времени зрелище было грандиозным, в сценах были заняты около сотни артистов и зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком.
Первый общественный кинопоказ состоялся 120 лет назад в Санкт-Петербурге, и «движущиеся картинки», как их называли тогда, с того времени заполнили души и сердца зрителей.
Александр Ханжонков (08.08.1877 – 26.09.1945)
Российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа.
Александр Ханжонков, заложивший фундамент российского кинематографа, начал свою деятельность 110 лет назад: кроме мелодрам и комедий создавались исторически-документальные ленты, и даже мультфильмы.

К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах – детектив, мелодрама, историческая и военная тематика. В России появились первые кинозвезды - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.
Следующий период развития российского кино – это годы революции и гражданской войны. Пролетарское искусство сложно было назвать высокохудожественным, тем не менее, оно вызывало интерес даже за рубежом. Одно из ярких русских имён, которое вошло в историю мирового кинематографа – имя Сергея Эйзенштейна, автора фильмов «Броненосец Потёмкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Идеология мировой революции вызывала тогда живой интерес у мировой общественности.
Период 30-х – 40-х годов был неоднозначным. С одной стороны жесткая сталинская цензура, героическая и патриотическая тематика, идеологический подтекст. С другой стороны яркие комедии и новые звёзды, такие, как актриса Любовь Орлова, режиссёр Григорий Александров. Фильмы, вышедшие в то время, в мире были практически неизвестны. Играл роль «железный занавес» и негативное восприятие жизни в России в западных странах. Сами же жители СССР свое кино очень любили. Кинотеатры пользовались популярностью и часто были заполнены до отказа.
Яркие имена в мире российского кинематографа в 60-х - 80-х годах - это режиссёры Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова. Известные фильмы – «Солярис», «Два бойца», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице» и многие другие.

Вера Холодная Сергей Эйзенштейн Любовь Орлова Андрей Тарковский
А что сегодня?
 Многие критики и сегодня склоняются к мысли, что история российского кинематографа далеко не закончена. В русском кино продолжается поиск стиля и самобытности.
Кино прошло разные этапы развития – от чёрно-белого и немого до современного, использующего 3D технологии, которое смотрят сегодня в каждом кинотеатре и даже дома. Как это ни парадоксально, наибольший отклик в мировом киноискусстве вызвали киноленты советского периода, несмотря на их идейную односторонность и официозность. Возможно, это было вызвано огромным интересом к Советскому Союзу, но несомненными также оказывались талант режиссёров и актёров и добротная, выверенная до мельчайших деталей работа над материалом. Неоднократно именно советские фильмы становились победителями престижных мировых фестивалей. Эйзенштейн, Александров, Пырьев, Ромм, Тарковский – вот лишь некоторые фамилии режиссеров, чьи творения раз и навсегда вошли в историю российского и мирового кинематографа.
 Ещё один переломный этап в истории русского кинематографа наметился в 90-е годы, в эпоху перестройки. Фильмы того времени отличались провокационностью, порой излишним негативизмом. С девяностых годов минувшего века кинематограф преимущественно стал частным. Задачей создателей кинолент было завлечь публику и предложить ей нечто ненавязчивое и даже шокирующее, но не заставляющее думать.
В 2016 году планируется отдать двадцать процентов проката лучшим советским и постсоветским фильмам. Для привлечения россиян в кинотеатры в их развитие будут вкладываться значительные средства, особенно в глубинке. И, разумеется, год ознаменуется созданием тех лент, которым суждена долгая жизнь.
10 самых интересных фактов
из истории российского кинематографа
27 августа 1919 года Владимир Ленин подписал «Декрет о национализации кинематографа». С этого времени кинематограф в стране был признан «важнейшим из искусств». С тех пор в СССР, затем в России 27 августа стали отмечать «День советского кино», затем «День кино России», а в наши дни - «День российского кино». В истории нашего кинематографа был и искрометные комедии, и легендарные киноленты, разобранные на цитаты. Советские и российские фильмы получали и Оскары, и Каннскую ветвь, и другие награды мировых кинофестивалей.
1. Первый российский фильм датирован 1908 годом - кинолента «Понизовая вольница» режиссера В. Ромашкова, премьера которой состоялась 15 октября 1908 года. Сюжет создан по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Время показа картины - семь минут.
2. Первый российский цветной фильм вышел на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Он лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг в красный цвет, который подняли над кораблём восставшие матросы. И это был единственный цветной кадр в фильме. Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку AGFA, стал фильм о Параде Победы 1945 года.
3. Большинство выражений, ставших крылатыми, после выхода на экраны комедии Александра Серого «Джентльмены удачи», пришли в фильм из личного опыта самого режиссера. Как-то в студенческие годы, отличавшийся импульсивным характером режиссер, приревновал свою девушку к некому архитектору и подрался с ним, за что был осужден на 5 лет. Серому удалось выйти раньше срока, а его возлюбленная согласилась стать его женой. Самостоятельно снимать кино Серому разрешили не сразу, поэтому «Джентльменов» он снял при участии своего друга режиссера Георгия Данелии.
4. С подачи Сергея Эйзенштейна состоялся и первый российский кинофестиваль. Это был Международный московский смотр, который прошел в 1935 году. Главный приз этого фестиваля завоевала картина братьев Васильевых «Чапаев».
5. Первые декорации ко всем отечественным фильмам выставлялись на заднем фоне и изображались красками на холсте. Выглядели такие полотна весьма неправдоподобно. В 1910 году талантливый художник Б. Мухин предложил создать декорации из щитов с настоящими окнами, дверьми и другими объёмными элементами. Поначалу деятели культуры восприняли идею в штыки. Однако когда Мухину удалось воплотить свою затею в реальности, новые декорации стали весьма популярными.
 6. Немая короткометражная лента Василия Гончарова «Вий» стала первым отечественным фильмом ужасов. Картину сняли по одноименной повести Николая Гоголя и выпустили в прокат в 1909 году. К сожалению, наши современники посмотреть её не смогут — до сегодняшнего дня в полной версии фильм не сохранился. Сохранились лишьфрагменты.
7. Черно-белая кинолента «Подкидыш» режиссера Тамары Лукашевич, рассказывающая о приключениях маленькой девочки Наташи, ушедшей из дома, была одной из первых семейных комедий, снятых в Советском Союзе. А фраза «Муля, не нервируй меня», которую героиня Фаины Раневской постоянно повторяла своему мужу-подкаблучнику в ответ на любую попытку не согласиться с ее мнением в эпизодах фильма, стала едва ли не популярнее самой картины.
8. Киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» стала самым дорогостоящим советским фильмом. В основу сюжета лег знаменитый одноименный роман Льва Толстого. Лента из четырех частей является к тому же одной из самых высокобюджетных картин в мировой истории кино. Бюджет фильма составил 18 млн. рублей. На момент выхода в прокат эта сумма равнялась $29 млн. долларов.
9. «Пираты XX века» - популярный советский фильм, снятый в 1979 году режиссёром Борисом Дуровым. Многие кинокритики называют его "первым советским кинобоевиком". Премьера состоялась в кинотеатрах осенью 1979 года. Лидер проката 1980 года - его посмотрели около 90 миллионов человек, а к 1990 году число посмотревших достигло примерно 120 миллионов. Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм. Впервые в советском фильме было продемонстрировано искусство боя карате.
10. Самую престижную кинонаграду планеты - ежегодную премию «Оскар» Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году. Затем «Оскар» получила картина «Радуга» Марка Донского (1944), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова в 1994 году. В 2000 году премия «Оскар» была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» - совместный проект с участием России, Канады и Японии.
Оренбург и кино: история отношений

Существует ли оренбургское кино?
Только не надо грустных ухмылок.
Скорее «да», чем «нет»!
За последние несколько лет у нас появился свой серьёзный международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и авангард». Несколько снятых пионерами оренбургского кинематографа художественных и документальных картин, довольно успешно кочующих по различным фестивалям (в том числе и международным), своя киношкола, местный детский киножурнал «Ералаш» и очень серьёзные планы на будущее…
Подробнее обо всем этом мы расскажем ниже, а пока оглянемся назад – на историю отношений нашего края с «важнейшим из искусств».
Билетик в кино! Начало.

Если верить материалам Государственного архива Оренбурской области, в Оренбурге первый сеанс синематографа состоялся весной 1897 года, случилось это знаменательное событие в зале Общественного собрания на главной улице города, которая тогда называлась Николаевской. Какой была первая реакция оренбургской публики на новое чудо техники доподлинно не известно, но, надо полагать, что была она не менее эмоциональной, чем во всем остальном мире. В скором времени в Оренбурге открылись и успешно действовали два кинотеатра – «Аполло» и «Палас».
«Открытие купцом Петром Панкратовым
кинематографа «Аполло» в Оренбурге в сентябре 1914 г.»
Купец I-ой гильдии Пётр Фёдорович Панкратов родился - в 1863 году. Пользовался уважением и авторитетом в среде оренбургских коммерсантов. Входил в состав биржевого комитета оренбургской биржи, образованной в начале марте 1906 года. В сентябре 1914 года (по новому стилю) на улице Николаевской купцом был открыт кинематограф «Аполло». В местных периодических изданиях на исходе весны 1914 года появилось сообщение: «В настоящее время купцом П. Ф. Панкратовым на Николаевской улице (ныне улица Советская) отстраивается новый кинематограф, который будет называться «Театр – Аполло». Одно из самых интересных зданий города построено в стиле модерн, фасад со стороны ул. Советской облицован глазурованной плиткой. В последние летние дни газеты писали: «30 и 31 августа (12 и 13 сентября по новому стилю соответственно) состоится открытие грандиозного роскошного театра «Аполло».
К 1927 году уже при советской власти в Оренбуржье существовало семь стационарных кинотеатров, а в 1935 году 91 звуковую и 1 немую киноустановки, работающие на территории области, объединили в кинотрест.
После Великой Отечественной войны, в 1948 году, в нашей, тогда Чкаловской области, работали восемь полноценных кинотеатров.
Молодому поколению трудно представить, что поход в кино обходился без активного поглощения попкорна и «Кока-колы», вокруг кинотеатров существовала несколько другая индустрия. Перед входом в зал, как правило, работали газетные киоски, а непосредственно перед сеансом вместо традиционных сегодня агрессивных трейлеров зрители могли послушать живую инструментальную музыку.

Сегодня в областном центре действуют два кинотеатра, построенных ещё в советское время, – это первый в Оренбурге широкоэкранный «Сокол» и его младший брат «Космос», который является теперь не просто кинотеатром, а киноцентром.
Кинотеатр «Сокол» стал первым широкоэкранным кинотеатром в Оренбурге и был построен в 1959 году. До 2011 годы он был оснащён только плёночным кинооборудованием и только символ кинотеатра (птица) напоминала жителям нашего города о былой славе кинотеатра. Крупномасштабный ремонт дал новую жизнь «Соколу». Теперь это не типичное советское зрелищное учреждение, а современный российский кинотеатр.
Кинотеатр «Космос» в Оренбурге был построен в 1964 году. В то время в нём располагалось 810 фанерных жестких мест. В 2003 году кинотеатр решили реконструировать. Строительство здания площадью в 1000 квадратных метров рядом со старым кинотеатром шло два года. Большая часть киноцентра находится под землёй – это одна из особенностей постройки в центре Оренбурга.
Оба эти учреждения составляют достойную конкуренцию всем известным коммерческим многозальным кинотеатрам. Вопросами организации местного кинопроката и сопутствующих мероприятий от имени государства в нашей области занимается ГУП «Облкиновидео», в ведении которого находятся, в том числе и кинотеатры, расположенные в районах области.
Разумеется, говоря об истории взаимоотношений нашего региона с искусством кино, стоит отдельно сказать об оренбуржцах, внёсших существенный вклад в отечественный кинематограф. Среди известных деятелей кино, родившихся или живших в Оренбурге, есть такие громкие имена, как актёры Георгий Мартынюк, Виктор Борцов, Лариса Гузеева, модные сегодня режиссёры Алексей Федорченко, Наталья Меркулова, мэтр отечественной анимации Гарри Бардин, писатель и сценарист Владимир Маканин, кинодраматург Алексей Саморядов и многие другие.
Вот такое кино! Здесь и сейчас.
Строго говоря, Оренбург на сегодняшний день может похвастать всего тремя полноценными кинокартинами – это полнометражный художественный фильм «Остров цикад» (http://www.kinopoisk.ru/film/760709/), игровой короткометражный фильм «Электричество» (http://www.kinopoisk.ru/film/823947/) и документальный короткометражный фильм «Пятница» (https://www.youtube.com/watch?v=H-ThMZd23-A).
Все три картины появились на свет благодаря зачинателям оренбургского кинематографа – режиссеру Олегу Маслову и сценаристу Вере Арнгольд, они же являются продюсерами фильмов и создателями первой оренбургской кинокомпании с характерным названием «СарматФильм». Оренбургская публика восприняла данные произведения неоднозначно, однако все три картины зажили своей экранной и фестивальной жизнью.
Оренбург кинофестивальный или Несколько фактов из истории кинофестивалей в Оренбурге (http://www.vecherniyorenburg.ru/cat823/show15880)
Одна из знаменательных дат в истории российского кинематографа приходится на 15 октября 1908 года – в этот день состоялась премьера первого российского кинофильма «Понизовая вольница» (экранизация песни о Степане Разине). Символично, что именно в октябре в Оренбурге кино- и культурные центры проводят одно из главных и ярких культурных событий - Международный кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и Авангард»
Пусть меня научат! Дальний план.
Сняв свои первые фильмы, пройдя «огонь и воду» кинопроизводства, Олег Маслов и Вера Арнгольд открыли первую оренбургскую киношколу и организовали фестиваль короткометражных оренбургских фильмов под многообещающим названием «Своё кино».
И если уж говорить о детской школе кино, то необходимо отметить, что и до нашего региона «дошагал» тот самый детский киножурнал «Ералаш». Местное отделение появилось благодаря федеральному проекту под многообещающим названием «Ералаш» шагает по стране». С января 2014 года любой желающий житель нашего города в возрасте от 5 до 25 лет может пройти кастинг и в случае успешного прохождения творческих испытаний стать полноправным участником съёмок киножурнала, чьи позывные известны нам с детства. В конце марта этого года состоялась премьера уже второго сезона забавных скетчей из жизни юных оренбуржцев. После премьеры на большом экране в одном из кинотеатров города выпуски демонстрируются на местном телевидении, так что приятным «бонусом» для ребят является возможность увидеть себя на экранах телевизоров.
Определённый оптимизм внушает то, что оренбургских кинематографистов не отпугивают финансовые и технические проблемы, и в местном культурном пространстве есть ряд проектов, находящихся, как говорят в большом кино, в производстве. Возможно, в настоящий момент осуществляются еще какие-нибудь проекты, о которых в широком информационном поле нашего региона пока ничего не известно. Ясно одно – региональному кино, в том числе и оренбургскому, быть. Каким будет местный кинематограф, покажет время, главное, чтобы оно не оставалось в «расфокусе» по отношению ко всей остальной кинематографической жизни страны и мира.
Литература и кино
Мотор, хлопушка и чудо свершится.
Кино нас заставит смеяться и плакать
И разве же можно в него не влюбиться?
Кино как наркотик - нельзя отказаться!
Любовь и измена, сражение и доблесть -
Всему в кинофильмах найдется местечко
И смотрим мы фильмы с таким упоением,
Как-будто не можем никак наглядеться.
Киноискусство всех стран с истории своего зарождения черпало необычайно много из классического наследия мировой литературы, черпает и сейчас всё новое, оригинальное, выдающееся, художественно высокоценное из литературы современной. Эта связь нерушимая, вечная.
Литературный герой, излюбленный поколениями, народами, герой, волновавший читателя своей необычной судьбой, борьбой, удлиняет свою жизнь на экране, представ перед читателем, ставшим уже зрителем, видимый и слышимый ему до каждого своего затаенного вздоха. Кино дополняет и обогащает литературу, часто опережает её. Л. Толстой, А. Пушкин, А.Н. Островский, А. Чехов - далеко не полный перечень авторов, чьи произведения в разное время были неоднократно экранизированы. Более достойно, чем в других видах искусства и в литературе, в том числе воспроизвело оно и галерею образов великих исторических личностей - Александра Невского, Суворова, Кутузова, Петра 1.
Необычайно ускоренными темпами идёт развитие киноискусства. Оно успело сделать очень многое за короткий период своей юной истории. Черпая непосредственно из жизни темы боевой злободневности, - оно уже накопило огромный опыт, высокую творческую культуру.
И литература имеет неисчерпаемые богатства, которые можно и должно воспроизвести на экране. Взять хотя бы памятники классической художественной литературы, сколько прелестей и величия таят в себе чудесные творения народов!
Хорошо, когда кино опирается на лучшие образцы литературы, на её апробированные, безусловные ценности, но не менее хорошо и законно, когда киноискусство само без литературных предпосылок создает присущие литературе жанры в параллельных, но самостоятельных творениях самого кино. Оно творит и кинопоэму, киноновеллу, кинооперу и может творить и киноэпос.
Кино справедливо гордится своей органической связью с литературным творчеством. Оно всегда легче, лучше находило внутренний контакт, как наиболее народное искусство с народными истоками. Киноэпос, киносказание - только одно из возможных исканий того нового, с чем как с полноценным вкладом могло бы прийти в общую сокровищницу кино. Мысль художника, однажды ставшая на благодарный путь смелых, дерзновенных исканий, может обнаружить и воссоздать еще много-много не менее значительного, оригинального.
Подготовлено по материалам:
ведущий библиограф Смирнова Н. Е.
5. Первые декорации ко всем отечественным фильмам выставлялись на заднем фоне и изображались красками на холсте. Выглядели такие полотна весьма неправдоподобно. В 1910 году талантливый художник Б. Мухин предложил создать декорации из щитов с настоящими окнами, дверьми и другими объёмными элементами. Поначалу деятели культуры восприняли идею в штыки. Однако когда Мухину удалось воплотить свою затею в реальности, новые декорации стали весьма популярными
|