1 апреля 2019 г. литературный мир России отметил 210-летие со дня рождения великого прозаика, драматурга, критика Николая Васильевича Гоголя.
«Перед Гоголем должно благоговеть, как перед человеком, одарённым самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям», - говорил Т.Г. Шевченко.
Рождённый на щедрой украинской земле, с детства окруженный её яркой природой и бытом, Гоголь теснейшим образом связан и с великой русской культурой. «Я сам не знаю, какая у меня душа, - хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином», - отмечал сам писатель, в чьём творчестве органично слились культурные традиции двух народов.
Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку, посвящённую Гоголю, состоящую из двух разделов:
«Портрет «странного» гения»: Н. В. Гоголь»
«Портрет «странного» гения»: Н. В. Гоголь»
Жизнь, и смерть Николая Васильевича Гоголя окутаны тайнами и мистикой. Имея сложный, противоречивый характер, тонкую душевную организацию Гоголь оставался для многих его друзей и знакомых необычной и загадочной личностью, понять которую почитатели его таланта пытаются до сих пор. Спустя полтора века после смерти Гоголя исследователи и поклонники спорят и раздумывают, почему же он сжёг второй том «Мёртвых душ» и лишил читателей России результата десятилетних трудов. Интерес к Гоголю с годами не ослабевает. Об этом говорят с успехом идущие театральные постановки пьес Гоголя во многих театрах России. Писатель любил театр и сам хотел стать актёром. По произведениям Гоголя вышло много экранизаций. Фильмы снимаются и по сей день. Существует немало фильмов, в качестве главного героя которых выступает сам Гоголь.
Авенариус, В. П. Гоголь-гимназист [Текст] / В.П. Авенариус. - Москва: Всес. молод. кн. центр, 1990. - 173 с.
Биографическая повесть «Гоголь-гимназист» русского писателя и педагога В.П. Авенариуса является первой в трилогии «Ученические годы Гоголя». Основная тема книги - становление личности художника - раскрывается с юмором и вызовет живой интерес читателя. Трилогия была рекомендована гимназиям и ученическим библиотекам России.
Гус, М. С. Живая Россия и «Мёртвые души» [Текст] / М.С. Гус. - Москва: Сов. писатель, 1981. - 335 с.
М. С. Гус - автор ряда литературных и публицистических работ, в том числе книг о Гоголе и Достоевском. В новом своем исследовании автор говорит о громадном прогрессивном и воспитательном значении творчества Гоголя, спорит с теми, кто видит в Гоголе идеолога реакции. М. С. Гус пишет о мировоззрении Гоголя, о его эстетических взглядах и показывает, как они осуществлялись в художественной практике писателя. Читатель найдет в книге анализ поэтики Гоголя, сюжетостроения и композиции его повестей и комедий, характеристику взаимосвязей между персонажами, лирическим героем и автором, природы гоголевского юмора, иронии, сатиры и гротеска.
Ермилов, В. В. Гений Гоголя [Текст] / В.В. Ермилов. - Москва: Сов. Россия, 1959. - 408 с.
Великий художник-мыслитель и великий гуманист - таков Гоголь. В чём заключаются особенности художественного гения Гоголя? Каковы те свойства его сатирического мышления, которые дали ему возможность выполнить его историческую задачу? Попытка характеристики некоторых из этих свойств и составляет содержание предлагаемого читателю исследования.
Еремина, Л. И. О языке художественной прозы Н. В. Гоголя: Искусство повествования / Л. И. Еремина; отв. ред. А. Н. Кожин. - Москва: Наука, 1987. - 176 с.
Книга представляет собой опыт анализа художественной прозы Гоголя как единой образно-речевой системы. Рассматриваются приёмы и собственно речевые средства изобразительности, характеризующие стилистику гоголевской художественной прозы. В книге проанализированы образно-семантические связи, организующие текст как структуру, исследуются приёмы развертывания иронического повествования во взаимодействии и смене планов изображения.
Золотусский, И. П. По следам Гоголя [Текст]: очерк / И.П. Золотусский. - 2-е изд. - Москва: Детская литература, 1988. - 191 с.
«Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но всё-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, без Рима, Москвы... Мир Гоголя - это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его» - так сам автор определяет содержание книги.

Золотусский, И. П. Гоголь [Текст] / И. П. Золотусский. - 4-е изд. - Москва: Молодая гвардия, 2005. - 485 с.
Книга о Гоголе, принадлежащая перу И.П. Золотусского, по праву считается классикой биографического жанра. Личность гениального русского писателя, произведения которого знакомы нам со школьной скамьи, предстает в ней совершенно по-новому и приобретает поистине эпические масштабы. Перед нами не просто автор «Ревизора» и «Мёртвых душ», «Женитьбы» и «Тараса Бульбы», но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший, по мнению современников, на пороге подлинной разгадки исторических судеб России. Настоящее издание сохраняет первоначальный авторский текст книги, искажённый в первых изданиях книги неизбежной для того времени идеологическойцензурой.
Манн, Ю. В. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя [Текст] / Ю.В. Манн. - Москва: Детская литература, 1985. - 144 с.
Книга о творчестве Гоголя, об особенностях его художественного мира. Что такое гоголевская ирония, как строится сюжет, как обрисованы персонажи - вот вопросы, на которые пытается ответить автор.
Манн, Ю. В. В поисках живой души: «Мёртвые души»: писатель-критика-читатель [Текст] / Ю.В. Манн. - Москва: Книга, 1984. - 413 с.
Необычна судьба «Мёртвых душ». Письма, воспоминания освещают с новой, порой неожиданной стороны и рождение замысла, принятого словно эстафета, от Пушкина, и трагедию второго тома. Уникален в русской литературе и ход создания поэмы, отношения Гоголя с читателем. Перед ними раскрывается диалог Гоголя с читающей публикой - чтение новых глав, жажда критики, поправок, свежих материалов изо всех уголков России. С большой силой воссозданы мучительные творческие поиски Гоголя, ожидания, споры вокруг «Мёртвых душ».
Машинский, С. О. Гоголь (К столетию со дня смерти). 1852-1952 [Текст] / С.О. Машинский. - Москва: Госкультпросветиздат, 1951. - 272 с.
Гоголь вошёл в литературу в 30-х годах XIX века - в один из наиболее трагических периодов русской истории. Тогда и были созданы гениальные обличительные произведения писателя, в которых с потрясающей силой разоблачал феодально-крепостнический строй России. Сам творческий путь Гоголя был необычайно сложен и противоречив.
Онуфриев, Н. Н.В.Гоголь [Текст]: критико-биогр. очерк / Н. Онуфриев. - Москва: Гослитиздат, 1952. - 88 с.
Великий художник слова Н.В. Гоголь занимает выдающееся место в истории русской и мировой литературы. Его гениальные творения насыщены прогрессивными идеями, согреты благородным чувством любви к родине. С изумительной художественной силой и правдивостью даны в них картины жизни старой, крепостной России. В реалистических произведениях гениального народного писателя разоблачена паразитическая мораль эксплуататорских классов. Художественные образы, созданные им, бессмертны, они и в наши дни помогают бороться с идеологией собственнического общества за права и достоинство человека. Замечательные художественные произведения Гоголя являются неоценимым вкладом в сокровищницу мировой культуры. Своим творчеством Гоголь прославил русскую литературу.
Онуфриев, Н. М. Реализм Н.В.Гоголя [Текст] / Н.М. Онуфриев. - Москва: Знание, 1952. - 22 с.
Как истинно великий художник слова Гоголь считал задачей искусства воспроизведение правды жизни и резко отрицательно относился ко всем антиреалистическим течениям в современной ему литературе.
Поспелов, Г. Н. Творчество Н.В. Гоголя [Текст]: монография / Г. Н. Поспелов. - Москва: Учпедгиз, 1953. - 278 с.
Книга представляет собой краткую монографию, посвящённую основным проблемам творчества Гоголя. Она может служить пособием для преподавателя литературы и студентов вузов. Особенно полезны будут главы, в которых даётся анализ изучаемых произведений Гоголя, и главы о стиле и языке писателя. Настоящая монография отличается исследовательским характером. Она содержит и некоторые спорные положения. Таковы, например, те места, где автор, исследуя вопрос о мировоззрении Гоголя, говорит о его надеждах на процветание народа под руководством прогрессивной дворянской государственности. Критически следует отнестись и к рассуждениям автора о гражданско-моралистических идеалах Гоголя в отрыве от его критического метода.
Смирнова-Чикина, Е. С. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» [Текст]: комментарий / Е.С. Смирнова-Чикина. - Ленинград: Просвещение, 1974. - 320 с.
Обстоятельный историко-бытовой комментарий, составляющий вместе с литературным комментарием основное содержание книги, расширяет сведения изучающих «Мёртвые души» в разнообразных областях истории, быта, языка. Комментарий показывает на конкретном материале, в чём именно заключалось освобождающее воздействие «Мёртвых душ» на умы и сознание современников.
Степанов, А. Н. Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя [Текст] / А.Н. Степанов. - Москва-Ленинград: Просвещение, 1966. - 136 с.
Вашему вниманию представлена книга А. Н. Степанова, в которой изложена библиография Николая Васильевича Гоголя, в качестве пособия для учащихся. В книге имеются вставки с чёрно-белыми иллюстрациями.
Степанов, Н. Л. Великий русский писатель Н. В. Гоголь [Текст] / Н.Л. Степанов. - Москва: Госкультпросветиздат, 1952. - 72 с.
В 1945 году в существовавшем тогда СССР произошло реформирование политико-просветительной работы. Считалось необходимым иметь в каждом краевом и областном центре дом народного творчества, краевую или областную библиотеку, краеведческий музей, лекционное бюро ит.д. Был налажен выпуск научно-просветительской литературы, книг и брошюр в помощь лектору, различных наглядных пособий и т.д.
Степанов, Н. Л. Великий русский писатель Н.В.Гоголь. (К 100-летию со дня смерти) [Текст] / Н.Л. Степанов. - Москва: Знание, 1952. - 39 с.
Эта книга рассказывает о жизни и творческом пути великого русского писателя. Жизнь его не изобиловала внешними событиями. Вся она была в напряжённой работе, в углубленном внутреннем анализе своих поступков и мыслей. Дело писателя было для Гоголя неразрывно слито с общественной, воспитательной ролью искусства, стало для него творческим подвигом.
Автор этой книги - Николай Леонидович Степанов. Ему принадлежат книги и статьи по истории русской литературы, прежде всего о творчестве писателей-классиков XIX века Большая работа велась им по редактированию и комментированию сочинений Гоголя.
Стражев, В. И. Н.В.Гоголь [Текст] / В.И. Стражев. - Москва: Учпедгиз, 1951. - 64 с.
Краткая биография и анализ творчества Н.В. Гоголя.
Турбин, В. Н. Герои Гоголя [Текст] / В.Н. Турбин. - Москва: Просвещение, 1983. - 127 с.
В книге даётся подробное описание героев основных литературных произведений Н.В. Гоголя. Одно из редких изданий по литературоведению. Также даются интересные факты истории создания по его произведениям.
Храпченко, М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя [Текст] / М.Б. Храпченко. - Москва: Современник, 1984. - 652 с.
Книга содержит в себе характеристику идейной и творческой эволюции Н. В. Гоголя, анализ его художественных произведений, их метода и стиля. В ней раскрывается влияние писателя на развитие русской литературы его место и роль в истории мировой литературы, значение его творчества для духовной жизни современного общества.
Гоголь: история и современность: (К 175-летию со дня рождения). Сборник / Сост. В. В. Кожинов, Е. И Осетров, П. Г. Паламарчук. - Москва: Советская Россия, 1985. - 496 с.
Горькая правда, сказанная Гоголем о России, была правдой гражданина и патриота. Н. А. Некрасов в письме И. С. Тургеневу заметил: «Гоголь писал не то, что могло более нравиться, и даже не то, что было бы легче для его таланта, а добивался писать то, что считал полезным для своего отечества». Не оттого ли так современно и своевременно звучат сейчас произведения Н. В. Гоголя? Не оттого ли так настоятельно необходимо сказать то слово о Гоголе, которое ещё не сказано. Настоящий сборник представляет статьи, заметки, размышления современных литературоведов и критиков разных поколений. В них предпринимается попытка осознать, что же такое это великое имя Гоголь, уяснить его мировое значение сегодня и в грядущем, понять место Гоголя в нашей борьбе за идеалы мира и справедливости.
«Классика – собеседница души моей»: Творчество Н.В. Гоголя
«Классика – собеседница души моей»: Творчество Н.В. Гоголя
Творчество великого писателя Николая Васильевича Гоголя, сюжеты его произведений, его неповторимый язык волнуют многие поколения читателей. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»» – известная фраза, которая означает, что расцвет русской классической литературы XIX века во многом произошёл благодаря творчеству Гоголя, а поднятые им темы стали на многие годы ведущими в русской литературе. В наследство от Гоголя нам досталось великое множество крылатых выражений, которые мы подчас произносим, не задумываясь об их авторстве. «И какой же русский не любит быстрой езды?» («Мёртвые души»); «Александр Македонский - герой, но зачем же стулья ломать» («Ревизор»); «Редкая птица долетит до середины Днепра» («Страшная месть»); «Есть ещё порох в пороховницах» («Тарас Бульба») и многие другие.
Гоголь, Н. В. Избранные статьи [Текст] / Н.В. Гоголь; предисл. И. П. Золотусского. - Москва: Современник, 1980. - 332 с.
В сборник вошли статьи великого русского писателя о литературе и искусстве. В целом они дают полное представление о Гоголе-критике, Гоголе-публицисте, о его художественных привязанностях и мировоззрении.
Гоголь, Н. В. Собрание художественных произведений [Текст]: в 5 т. / Н. В. Гоголь. - 2-е изд. - Москва: Академия наук СССР, 1960-1961.
Том I – «Вечера на хуторе близ Диканьки»; том II – «Миргород»; том III - Повести 1835-1842 годов; том IV - драматические произведения; том V – «Мёртвые души», части I и II.
Основные тексты сопровождаются извлечениями из ранних редакций, представляющих общий интерес, и краткими справочными примечаниями. В этих примечаниях содержатся самые необходимые сведения для понимания текста и истории творческого пути Н. В. Гоголя. Библиографические и текстологические подробности, имеющиеся в специальных изданиях, а также сведения общего характера, которые легко найти в словарях и справочниках, опущены. Правописание приближено в наибольшей возможной степени к современному, с сохранением, однако, некоторых особенностей, характерных для языка Н. В. Гоголя. Печатается на основе Полного собрания сочинений изд-ва АН СССР. Единственное издание в уменьшенном формате. Каждая книга иллюстрирована гравюрами на дереве и иллюстрациями на отдельных вклейках.
Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]: в 7 т. / Н. В. Гоголь. - Москва: Художественная литература, 1984 - 1986.
В 1-й том включены «Вечера на хуторе близ Диканьки» - одно из самых светлых и поэтических произведений; 2-й том содержит повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., объединённые автором в цикл под названием «Миргород»; в 3-й том включены повести 1835-1842 годов, в 4-й том вошли пьесы: «Ревизор», «Женитьба», драматические отрывки и отдельные сцены, а также ранние редакции «Ревизора», в 5-й том включена поэма «Мёртвые души», вошедшая в историю русской литературы как вершина сатирического реализма; в 6-й том вошли литературно-критические и публицистические статьи, а также работы, посвящённые вопросам истории, теории искусства, этнографии; в 7-й том вошла наиболее интересная и значительная часть гоголевского эпистолярного наследия, имеющая биографическое и литературно-художественное значение.
Гоголь, Н. В. Избранные сочинения [Текст]: в 2 т. / Н. В. Гоголь. - Москва: Художественная литература, 1984.
В первый том избранных сочинений Н. В. Гоголя включены «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и избранные повести так называемого «петербургского» цикла. В этих произведениях со всей полнотой раскрылся блестящий сатирический талант великого русского реалиста, высоко оценённый А. С. Пушкиным и В. Г. Белинским. Во второй том «Избранных сочинений» Н. В. Гоголя вошли такие шедевры драматургии, как «Ревизор» и «Женитьба», а также поэма «Мёртвые души» - вершина творчества писателя, - отразившая всё многообразие русской жизни начала прошлого века. Герцен назвал её «удивительной книгой», в которой есть «горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный».
Гоголь, Н. В. Сочинения [Текст]: в 2 т. / Н. В. Гоголь. - Москва: Художественная литература, 1975.
В первый том входят «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и петербургские повести («Невский проспект», «Портрет» и др.) - произведения, по словам Белинского, «беспримерной в нашей литературе оригинальности и самобытности». «Вечера» изумили Пушкина. «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе»... - писал он. Во второй том входят классические пьесы «Ревизор», «Женитьба», а так же поэма «Мёртвые души».
Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Н. В. Гоголь. - Москва: Гослитиздат, 1949 - 1950.
Настоящее собрание сочинений Н.В. Гоголя включает все законченные художественные произведения великого русского писателя и его избранные статьи и письма.
Том I. От редакции «Н.В.Гоголь», критико-биографический очерк Н. Степанова «Вечера на хуторе Близ Диканьки»; Том II. «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»); Том III. Повести («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Коляска», «Записки сумасшедшего», «Рим»); Том IV. «Ревизор», «Женитьба», драматические отрывки и отдельные сцены («Игроки», «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская», «Отрывок», «Театральный разъезд после представления новой комедии»), Приложения (приложения к «Ревизору», черновые наброски «Альфред», «Наброски драмы из украинской истории»); Том V. «Мёртвые души», Приложения («Повесть о капитане Копейкине» (редакция, разрешённая цензурой), предисловие ко второму изданию первого тома «Мёртвые души», отрывки из первоначальной редакции глав второго тома «Мёртвые души»); Том VI. Из ранних опытов («Борис Годунов», «1834»), статьи из сборника «Арабески», статьи, напечатанные в «Современнике» 1836-1837гг., статьи, напечатанные в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», из статей 1846-1847 гг., не напечатанных при жизни Гоголя, избранные письма. Тома дополнены примечаниями.
Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близь Диканьки [Текст]: повести, изданные пасичником Рудым Паньком / Н. В. Гоголь. - Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1972. - 208 с.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - первый сборник повестей Н.В. Гоголя, с восторгом встреченный его современниками. Этот сборник оказался и самой светлой книгой Гоголя, любимой многими поколениями читателей.
Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва: Художественная литература, 1982. - 431 с.
В книгу вошли принесшие Н.В. Гоголю всеобщее признание «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832) и «Миргород» (1835).
Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва: Эксмо-Пресс, 2001. - 560 с.
Блистательное знание души Малороссии, любовь к живущим там людям, тонко прочувствованный аромат сказочного мира, существующего совсем рядом с миром реальным... Великолепная «украинская» проза Николая Васильевича Гоголя сделала его одним из самых заметных российских писателей! В настоящее подарочное издание вошли знаменитые сборники повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832) и «Миргород» (1835).
Гоголь, Н. В. Женитьба [Текст]: совершенно невероятное событие в двух действиях / Н. В. Гоголь. - Москва; Ленинград: Госиздат Искусство, 1938. - 83 с.
Пьеса Николая Васильевича Гоголя написана в 1833-1835 гг., опубликована в 1842 году. «Женитьба» была написана Николаем Гоголем через шесть лет после «Ревизора», вскоре после работы над «Мёртвыми душами». Пьеса стоит особняком в творчестве писателя, словно идя вразрез со всем его творчеством. Будучи глубоко неудовлетворенным состоянием русского театра, Гоголь, по сути, создает первую русскую комедию нравов и положений, действие которой происходит в купеческой среде. Книга содержит режиссёрский комментарий заслуженного артиста Н.М. Горчакова.
Гоголь, Н. В. ... К нам едет ревизор [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва: Молодая гвардия, 1979. - 447 с.
В книгу входят «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Коляска», комедия «Ревизор», а также критическая статья и письма Н. В. Гоголя - всё, что написано либо увидело свет в январе-мае 1836 года. Пять месяцев жизни, творчества великого писателя, пять ярких месяцев литературной и общественной жизни России середины 30-х годов XIX века - предмет внимания автора сопроводительного текста.
Гоголь, Н. В. Мёртвые души [Текст]: поэма / Н. В. Гоголь. - Москва: Художественная литература, 1969. - 320 с.
«Мёртвые души» - уникальный роман, ставший для русской литературы своеобразным эталоном иронической прозы. История гениального дельца Чичикова, скупающего в глухой провинции «мёртвые души» крепостных крестьян, по сей день поражает своей современностью и удивительным юмором!
Гоголь, Н. В. Мёртвые души [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва: Современник, 1974. - 392 с.
«Мёртвые души» - вершина творчества Гоголя. В поэме раскрывается безотрадная картина крепостнической России. Переезжая вместе с Чичиковым от помещика к помещику, читатель будто всё глубже опускается в «потрясающую тину» пошлости, мелочности, порочности. В глубине изображаемого выступает народная Русь. Вера в русский народ и его светлое будущее звучит и в лирическом заключении поэмы – в поэтическом сравнении России с неудержимо мчащейся вдаль «бойкой, необгонимой тройкой».
Гоголь, Н. В. Мёртвые души [Текст]: поэма / Н. В. Гоголь. - Москва: Детская литература, 1975. - 384 с.
«Мёртвые души» - самое значительное произведение Гоголя, не случайно названное им поэмой - настолько оно всесторонне и масштабно охватывает различные стороны российской действительности XVIII века. Герои гоголевской сатиры - люди, лишённые духовности, они ограничены и примитивны в своих стремлениях.
Гоголь, Н. В. Мёртвые души [Текст]: поэма / Н. В. Гоголь. - Москва: Просвещение, 1982. - 256 с.
В своей поэме, по словам Герцена, «потрясшей всю Россию», Гоголь сатирически изобразил русское помещичье дворянство, начинающийся разлад феодальных и зарождение буржуазных отношений. Поэма вошла в историю русской литературы как вершина критического реализма.
Гоголь, Н. В. Мёртвые души [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва: Правда, 1984. - 368 с.
В своей поэме, по словам Герцена, потрясшей всю Россию, Гоголь сатирически изобразил русское помещичье дворянство, начинающийся разлад феодальных и зарождение буржуазных отношений. Поэма вошла в историю русской литературы как вершина сатирического реализма.
Гоголь, Н. В. Мёртвые души [Текст]: поэма / Н. В. Гоголь. - Москва: Художественная литература, 1985. - 368 с.
В романе-поэме «Мёртвые души» великий русский писатель Н. В. Гоголь (1809-1852) создал обобщающий образ крепостнической России.
Гоголь, Н. В. Миргород. Повести / Н. В. Гоголь. - Москва: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. – 369 с.
В книгу вошли бессмертные произведения великого русского писателя Н. В. Гоголя (1809-1852) - сборник повестей «Миргород» и повести «Шинель», «Коляска» и «Записки сумасшедшего».
Гоголь, Н. В. Повести [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва: Олимп, 1993. - 256 с.
Этот том «Школы классики» отразил почти всю художественную палитру Н.В. Гоголя: в него вошли произведения из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Петербургских повестей».
Гоголь, Н. В. Повести. Ревизор [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва: Художественная литература, 1984. - 333 с.
В книгу вошли повести: «Ночь перед рождеством» - из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - из цикла «Миргород»; «Нос», «Шинель» - из так называемого «петербургского цикла» и комедия «Ревизор».
Гоголь, Н. В. Ревизор [Текст]: комедия в пяти действиях / Н. В. Гоголь. - Москва: Детская литература, 1972. - 160 с.
«Ревизор» - одна из лучших русских комедий. Н.В. Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. И сегодня комедия, созданная великим русским писателем, продолжая звучать современно, указывает путь к нравственному возрождению.
Гоголь, Н. В. Ревизор [Текст]: комедия в пяти действиях / Н. В. Гоголь. - Москва: Детская литература, 1979. - 158 с.
Комедия «Ревизор» - непревзойденное произведение мировой драматургии, подлинный её шедевр. Гоголь в этой комедии вывел на сцену русские характеры и вскрыл общественные пороки и социальные язвы, порождённые самодержавно-крепостническим строем: взяточничество, казнокрадство, распространенные среди правительственных чиновников.
Гоголь, Н. В. Сорочинская ярмарка. Майская ночь или утопленница [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва; Ленинград: Гослитздат, 1947. - 63 с.
Трогательные, милые, добрые, пронизанные мягким юмором и невероятной симпатией к своим героям, их традициям - таковы гоголевские повести «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница».
Гоголь, Н. В. Старосветские помещики. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва: Гослитиздат, 1946. - 96 с.
Первая повесть Николая Гоголя – «Старосветские помещики». Она имеет мало общего с рассказами, вошедшими в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», и которая принесла известность начинающему писателю. Герои этого произведения вполне реалистичны. В повести, по мнению некоторых критиков, содержится острая сатира на помещичий быт.
Гоголь, Н. В. Тарас Бульба [Текст] / Н. В. Гоголь. - Москва: Детгиз, 1955. - 192 с.
«Тарас Бульба» давно входит в раннюю школьную программу. Но хорошо бы иметь в виду, что для прочтения этой повести нужна мудрость, редко свойственная юному возрасту. Впрочем, наверное, это лишнее замечание: с классикой всегда так бывает.
Каждое новое поколение читателей находит для себя в великом наследии Гоголя нечто важное, необыкновенно интересное и поучительное, пытается разгадать тайны этого гениального человека.
Надеемся, что данная виртуальная выставка поможет открыть читателям своего Гоголя, познакомит с литературой о жизни и творчестве великого русского писателя, находящейся в научном и художественном фондах университетской библиотеки.

|