Из истории Оренбургского казачества.
История русского казачества своими корнями уходит в далёкое прошлое. Казачество участвовало во всех войнах, которое вело наше Отечество со времён Ивана Грозного. Одновременно оно столетиями исправно служило для государства надёжным пограничным стражем прежде всего на южном побережье. Казаки-первопроходцы позволили России раздвинуть свои пределы далеко на Восток, на берега Тихого океана. Исторические заслуги казачества перед российским государством несомненны. В благодарной народной памяти навечно остался героический образ казака, воина-землепашца, бескорыстного в своём трудном ратном служении «Богу, царю, Отечеству», готового по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные.
В конце XX века Россия столкнулась с феноменом возрождения казачества. Созданы региональные, общероссийские и даже всемирное Объединения, действуют историко-культурные и военно-патриотические казачьи общества, издаются казачьи газеты, поднимается вопрос о воссоздании казачьих Областей как административных единиц, о создании специальных казачьих воинских подразделений. Казачество оказывает все большее влияние на общественно-политические и межэтнические процессы. Появление Оренбургского казачьего войска в Оренбургской губернии связано с внешней и внутренней политикой царского правительства. Оно приняло решение о заселении этого региона казаками для освоения земель и защиты от внешнего нашествия.
Первые упоминания о Яицком казачьем войске можно отнести к XVI веку. Тогда оно состояло из беглого, главным образом русского крестьянского населения, выходцев преимущественно из Среднего и верхнего Поволжья. Основным занятием казаков была рыбная ловля на Яике. За рыбу они выменивали хлеб в Самаре, сызрани и у русских купцов, приезжающих в Яицкий городок. Не отказывались казаки и от грабительских походов. Они спускались на лодках в Каспийское море, совершали дальние пешие походы. Так, в 1605 году они совершили набег на Хивинское ханство. Яицкое войско представляло собой общину. Во главе его стоял выборный войсковой атаман. Важные дела решались на казачьем кругу (собрании). Яицкие казаки участвовали в Крестьянской войне под предводительством Степана Разина, в востании 1670-1671 годов. В начале XVII века в южноуральских степях появились новые кочевые скотоводы – калмыки. Они прибыли из восточных степей. Калмыки оттеснили ногайцев в низовье Волги и стали кочевать в районе рек Орь, Яик, Илек, Самара. Они теснили башкир, сталкивались с яицкими казаками. В то же время калмыки вели оживлённую торговлю в Уфе и Самаре. В 1655 году калмыцкий хан Шукур-Дайчин присягнул на подданство России. К концу XVII века всё больше осваивались дикие степи Заволжья. Всё люднее становилось на берегах Яика. Тогда же у устья реки Сакмары возникает новое русское поселение – Сакмарский городок.
С основанием Оренбурга в начале XVIII века степи правобережья Яика начинают быстро заселяться. К середине XVIII века на берегах Яика возникла система укреплений – оренбургская пограничная военная линия. Она начиналась с устья Яика, шла по правому берегу до Верхнеяицкой крепости (ныне г. Верхнеуральск). От неё линия поворачивала на восток к реке Тоболу, где примыкала ксибирскойлинии укрепления. Общая протяжённость оренбургской военной пограничной линии равнялась 2000 километрам.между крепостями находились редуты, форпосты, пикеты или заставы. Первыми жителями оренбургских крепостей были яицкие и сакмарские казаки. В дальнейшем число дителей крепостей, именовавшихся казаками, быстро увеличивалось за счёт беглых крестьян и людей, переведённых правительством из дурих мест. Вначале оренбургские казаки не входили в какую-либо самостоятельную военную единицу. Через своих атаманов и есаулов они подчинались командирам крепостей. В 1748 году все казаки, жившие по крепостям Оренбургской военной линии, за исключением яицких, были объединены в Оренбургский нерегулярный корпус. Позже он стал именоваться Оренбургский казачьим войском. Казак, достигший 17 лет, зачислялся на службу и нёс её до тех пор, пока был в силах. Он должен был иметь ружьё, саблю, пику, одежду установленного образца и две верховые лошади. За несение службы казаки наделялись землёй.

Большое Войсковое Знамя
Оренбургского казачьего войска (пожаловано 21 мая 1756 г.)
Знак Оренбургского казака (утверждён 18 февраля 1812 г.)
Герб Оренбургского войскового казачьего общества
(в золотом поле под лазоревым поясом, поддерживающем червлёную главу, - чёрный лук в пояс на положенных в косой крест чёрных стрелах наконечниками вверх. Во главе – возникающий золотой двуглавый орёл)
Парадная форма оренбургских казаков (пешего и конного)
Повседневная форма одежды оренбургских казаков
Памятники оренбургским казакам и Оренбургскому казачеству в городе Оренбурге и Оренбургской области

Слева и справа: памятник Оренбургскому казачеству. Открыт в декабре 2008 года. Автор А. Николаев.
В центре: памятник «Оренбуржцам – героям Первой мировой войны». Открыт в августе 2014 года к 100-летию начала войны. Автор С. Бренёв.
Расположены: пересечение ул. Чкалова и ул. Степана Разина, в сквере, который прилегает к территории Никольского кафедрального собора, в честь Владыки Леонтия (митрополита Леонтия (Бондаря)) который прожил долгую и насыщенную жизнь. В течение 35 лет с 1963 по 1999 год возглавлял Оренбургскую и Бузулукскую кафедру.
25 ноября 2006 года в селе Черноречье Оренбургского района состоялось открытие памятника Оренбургским казакам.
Памятник был открыт в преддверии празднования 15-летия со дня возрождения Оренбургского казачьего войска.
Автор скульптуры – петербургский скульптор Сергей Соломаха. Скульптурная композиция на холме близ дороги видна издалека.
Образы казака, уезжающего на войну, и провожающей его девушки близки сердцу каждого оренбуржца, в жилах которого течёт удалая казачья кровь. На памятнике начертаны слова: «Казакам Оренбургского казачьего войска за дела ратные во славу России», а также слова из стихотворения Н. Волженцева «Проводы суженого»:
На войну, не на потеху,
Вдоль станицы старой
Подбоченившись поехал
Казачок удалый.
А вернётся ли домой
Он с чужбины-дали?
Скрылся милый за горой,
Только и видали.
И сказала я: «Быть может,
(Не сдержала стона)
Бог любимому поможет,
Будет милый дома».

Казачья пограничная
У нас в Оренбуржье просторы степные,
И каждый казак в эту землю влюблён.
Для нас Оренбуржье – начало России,
А мы – её прочный казачий заслон.
Пусть добрые ветры летят сквозь границу,
Лишь песни да танцы не знают преград.
Заставами стали казачьи станицы
И верность России, как прежде, хранят.
У нас в Оренбуржье нет места разладам,
Средь наших народов, чьи души чисты,
И там, где Европа и Азия рядом,
Стоят над Уралом их дружбы мосты.
|
Пусть наша земля от хлебов золотится
И слышится песня её вдалеке.
У нас, казаков, нет имперских амбиций, -
Была бы граница всегда на замке.
У нас в Оренбуржье солдатская доблесть
Жива будет вечно в сердцах земляков.
Вошли доброй славой в суровую повесть
Бойцы оренбургских лихих казаков.
Пусть время работает только на дружбу,
На мирное дело свободных людей,
Нам сеять хлеба и нести нашу службу,
Седлать мы умеем не только коней.
Г.Ф. Коняхин
|
Казачья пограничная
У нас в Оренбуржье просторы степные,
И каждый казак в эту землю влюблён.
Для нас Оренбуржье – начало России,
А мы – её прочный казачий заслон.
Пусть добрые ветры летят сквозь границу,
Лишь песни да танцы не знают преград.
Заставами стали казачьи станицы
И верность России, как прежде, хранят.
У нас в Оренбуржье нет места разладам,
Средь наших народов, чьи души чисты,
И там, где Европа и Азия рядом,
Стоят над Уралом их дружбы мосты.
Пусть наша земля от хлебов золотится
И слышится песня её вдалеке.
У нас, казаков, нет имперских амбиций, -
Была бы граница всегда на замке.
У нас в Оренбуржье солдатская доблесть
Жива будет вечно в сердцах земляков.
Вошли доброй славой в суровую повесть
Бойцы оренбургских лихих казаков.
Пусть время работает только на дружбу,
На мирное дело свободных людей,
Нам сеять хлеба и нести нашу службу,
Седлать мы умеем не только коней.
Г.Ф. Коняхин
Духовное, культурное возрождение казачества представляет собой одно из ярких и сложных явлений отечественной и мировой истории. Оно протекает в условиях недостатка достоверной информации об исторических корнях и культурных традициях казачества, его роли в истории русского и других народов нашей страны. На этот процесс накладывает отпечаток не только многолетнее замалчивание некоторых страниц трагической истории казачества, но и нынешняя кризисная ситуация в России, обострение политических и межнациональных отношений.

11 июня 2016 г. Советом атаманов Оренбургского войскового казачьего общества утверждено Положение о юбилейной медали «XXV лет возрождения Оренбургского казачьего войска».
Виртуальная выставка: «Оренбуржье - казачий край…»
Выставка, посвящённая Оренбургскому казачеству, знакомит посетителей сайта Научной библиотеки ОГАУ с уникальными печатными изданиями, из фондов библиотеки и из электронной базы собственной генерации «Calibre». Познакомившись с представленными материалами, вы сможете узнать много интересного про историю, быт и традиции казаков.
Выставка состоит из разделов:
«Оренбургское казачество: история и современность»
«Казачье братство: культура, быт, взаимоотношения…»
«Из блокнота краеведа: Оренбургское казачье войско» (по материалам архива Библиотеки ОГАУ)
В выставке использованы материалы:
1. http://orenburg.ru/
2. http://orenobl.ru/
3. http://orenobl.ru/stihi/
4. http://kraeved.opck.org/kraevedenie/history/kray_v_imperii.php
5. http://www.orenarhiv.ru/gbugaoo/OCD/vystavka/gallery1.html
6. http://ria56.ru/posts/5472345743475.htm
7. http://rsute.ru/159011-den-goroda-orenburga-2016-programma-plan-meropriyatij-raspisanie-kuda-sxodit.html
8. http://ataman-ovko.ru/content/history_ovko/obrazovanie-orenburgskogo-kazachego-voyska.php
9. http://orenkazak.ru/forma.html
10. http://kazak56.ru/
11. http://admincher.ru/index/0-115
12. http://оренрегион.рф/novosti-sajta/vozrozhdaya-kazachi-tradiczii.html
Выставку подготовила:
ведущий библиограф Смирнова Н.Е.
|