1. А. С. Пушкин в Оренбургском крае
|
Это имя, знакомое с детства,
вместе с грамотой впаяно в речь.
П. Г. Антокольский
А. С. Пушкин побывал в Оренбурге в 1833 году, что помогло ему собрать материалы для «истории Пугачева» и «Капитанской дочки». В честь этого великого события на берегу Урал, где любил бывать поэт, установлен памятник А. С. Пушкину. Скульптор В. Степанян изобразил великого поэта сидящим с раскрытой книгой в руках. Оренбуржцы бережно хранят память о пребывании великого поэта в их городе и крае». Мы проведём краткий экскурс из хроники событий тех времён. А также вы сможете ознакомиться с виртуальной выставкой «Солнце русской поэзии» Пушкин А. С.
|
А. С. Пушкин
|
Пушкин А. С. приехал в Оренбург 18 (30 по новому стилю) сентября 1833 года. Александр Сергеевич остановился в загородном доме губернатора Василия Алексеевича Перовского. Они были знакомы ещё по Петербургу. Были даже дружны и говорили друг другу "ты". Василий Александрович помогал поэту в сборе нужных материалов о Пугачёве. Вторую (и последнюю) ночь своего пребывания в Оренбурге Александр Сергеевич провел в городской квартире В. А. Перовского.
Утром 20 сентября (2 октября по новому стилю) его разбудил громкий и заразительный хохот хозяина квартиры: нижегородский губернатор М. П. Бутурин (слывший вымогателем и взяточником) прислал своему коллеге письмо, в котором по-товарищески советовал ему быть осторожнее с Пушкиным.
|
В. А. Перовский
|
Памятник А. С. Пушкину и В. И. Далю
|
Гидом А. С. Пушкина в Оренбургском путешествии был чиновник по особым поручениям при губернаторе Владимир Иванович Даль - автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Они посетили Неплюевское военное училище и его директора – инженер-капитана Константина Демьяновича Артюхова, добрейшего, умного и чрезвычайно забавного собеседника. Училище было своеобразным культурным центром – при нём работала типография, где печатались книги на русском и арабском языках.
Затем было знакомство с городом. Он оказался невелик. Самым большим зданием в городе был гостиный двор. Он строился с военно-оборонительной целью, по типу крепости. Пушкин посетил и меновой двор – место, где происходил торг и обмен товаром с иноземными, азиатскими купцами.
|
Неплюевское военное училище
Гостиный двор
|
Насыщенным и разнообразным по впечатлениям складывалось пребывание А. С. Пушкина в Оренбурге. Возможно, в этот же день он посетил и оренбургский архив. Там поэт сделал ряд важных выписок, которые пригодились ему в работе.
|
Памятник А. С. Пушкину в селе Бёрды Оренбургской области
|
На следующий день вместе с В. И. Далем, Артюховым и, возможно, Перовским А. С. Пушкин поехал в казачью слободу Берды, расположенную в семи верстах от Оренбурга. “Мы поехали в Берды, бывшую столицу Пугачёва”, – пишет в воспоминаниях В. И. Даль. Там разыгрывалось немало драматических событий с ноября 1773 по март 1774 годов. Во время осады Оренбурга этот поселок был центром повстанческой армии, пугачёвцы называли её Москвой. Отсюда Пугачёв водил свои отряды на приступы, а его атаманы отправлялись в дальние походы – к Уфе и Самаре, к Челябинску и Гурьеву, Казани и Кунгуру. Отсюда же рассылались манифесты и воззвания к простому народу. В своей дорожной книжке Пушкин А. С. записал: “В Берде Пугачёв жил в доме Константина Ситникова”. Мы можем увидеть этот дом глазами Пушкина в романе «Капитанская дочка». В главе «Мятежная слобода» он подробно описывает дом и обстановку в нём: " Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – всё было как в обыкновенной избе".
|
|
Интересный факт, в Бердах Александр Сергеевич находит старую казачку, которая знала, видела и помнила Пугачёва. Ирина Афанасьевна Бунтова, которой в 1833 году было семьдесят три года. Её отец служил в пугачёвском отряде. Он и рассказывал ей о событиях в Бердской слободе. Многое поведала поэту старая казачка. "Пушкин, - свидетельствовал В. И. Даль, - разговаривал с нею целое утро. Старуха спела также несколько песен, относившихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощанье червонец". События и люди, как живые, вставали из этих рассказов. На её рассказ опирается сцена принятия Пугачёвым присяги в произведении «Капитанская дочка».
|
А. С. Пушкин в селе Берды
|
В тетрадь с «Оренбургскими записями» А. С. Пушкин заносит: "В Бердской слободе Пугачёв был любим; его казаки никого не обижали". Как известно, в народе верили, что Пугачёв - это царь Пётр III.
"Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства". Такой вывод был сформулирован А. С. Пушкиным в «Замечаниях о бунте».
Памятник А. С. Пушкину был открыт в Бердах в ознаменование 150-летия со дня рождения гениального русского поэта.
Так, 20 сентября Пушкин А. С. выехал из Оренбурга и всё утро находился под впечатлением забавного эпизода. Письмо от нижегородского губернатора Бутурлина, полученное перед отъездом Александра Сергеевича, содержало следующие слова "...должно быть, ему дано тайное поручение собирать сведения о неисправностях..." А. С. Пушкин весело вспоминал это письмо.
|
2. К А. С. Пушкину - через время и пространство
«Я посетил места, где произошли главные события эпохи,
мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще
живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их
дряхлеющую память историческою критикою»
А. С. Пушкин
Оренбург, последняя цель моего путешествия. Александр Пушкин / сост. С. Е. Сорокина. – Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 1999. - 200 с.
Альбом посвящен жизни и творчеству великого поэта связанного с Оренбургом. Уникальность альбома состоит в опубликованных письмах поэта, архивных материалах. Издание содержит более трехсот тоновых репродукций: прижизненные портреты Пушкина, его современников, пейзажи с видами пушкинских мест, исторические и жанровые композиции.
Смольников, И. Ф. Путешествие Пушкина в Оренбургский край / И. Ф. Смольников. – Москва : Мысль, 1991. - 270 с.
В книге описывается осень 1833 года, когда Пушкин путешествовал по местам пугачевского восстания. Задуманная им «История Пугачева» требовала работы в архивах Казани, Симбирска, Оренбурга. Поэту удалось встретиться и с некоторыми свидетелями казачьих восстаний времен царствования Екатерины I. Повторив маршрут Пушкина, автор не только знакомит читателя с историей этого путешествия поэта, но и помогает ощутить связь времен.
Славянский, Ю. Л. Поездка А. С. Пушкина в Поволжье и на Урал: научно-популярный этюд / Ю. Л. Славянский. – Казань : Татарское книжное издательство, 1980. – 143 с.
В книге освещены полтора месяца жизни великого русского поэта (17 августа - 1 октября 1833 г.), которые А. С. Пушкин посветил поездке по ряду губерний России, с целью собрания материалов о Пугачеве. Особенно подробно показано пребывание Пушкина в Казани и Оренбурге.
Савельзон, В. Пушкин и Оренбуржье. Над страницами «Капитанской дочки» и «История Пугачева» / В. Савельзон. – Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 1998. – 352 с.
Книга представляет роман - эссе. Автор размышляет, проводит интересные исследования, ищет взаимосвязь реальных исторических лиц с героями двух произведений А. С.Пушкина «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева».
Овчинников, Р. В. Над "Пугачевскими" страницами / Р. В. Овчинников. - Москва : Наука, 1981. - 160 с.
Представлены архивные разыскания, связанные с выявлением новых данных о событиях, лицах и документах, упоминаемых в произведениях «Капитанская дочка» и «История Пугачева».
Нурмухамедов, М. К. Пушкин, Оренбург и оренбуржцы / М. К. Нурмухамедов. - Ташкент : Фан, 1985. - 63 с.
В издании представлены редкие архивные и печатные сведения и факты пребывания А. С. Пушкина в Оренбурге.
Овчинников, Р. В. За пушкинской строкой / Р. В. Овчинников. - Челябинск : Южно- Уральское книжное издательство, 1988. - 206 с.
В книге рассказывается о неизвестных данных, событиях и лицах, упоминаемых в произведениях «История Пугачева» и «Капитанская дочка».
Оренбургская Пушкинская Энциклопедия. Путешествие-1833. Реалии "Истории Пугачева". Прототипы "Капитанской дочки". Исследователи и интерпретаторы / [сост.: Р. В. Овчинников, Л. Н. Большаков]. - Оренбург : Печатный Дом Димур, 1997. - 520 с. : ил.
Энциклопедия содержит статьи о произведениях А. С. Пушкина "История Пугачёва" и "Капитанская дочка", а также обо всём, что связано с оренбургской поездкой поэта в 1833 году.
Портретная галерея повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка": Четвертые научные Пушкинские чтения / под ред. А. В. Федоровой. - Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2013. - 240 с.
Сборник включает материалы Четвертых Пушкинских чтений, посвященных теоретическим, краеведческим и другим аспектам повести «Капитанская дочка».
Пушкин, Россия, Оренбург: движение во времени : восьмые международные научные Пушкинские чтения, посвященные 180-летию издания повести "Капитанская дочка" / Оренбургский государственный аграрный университет, Историко-литературный музей "Капитанская дочка" ; [под ред. А. В. Федоровой]. - Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2017. - 240 с.
Издание раскрывает особенности творчества А. С. Пушкина с точки зрения истории, литературоведения, лингвистики, культурологи и краеведения.
А. С. Пушкин - первый исследователь Пугачевского бунта (к 240-летию начала восстания 1773-1775 гг. и 180-летию посещения А. С. Пушкиным Оренбургского края) : пятые международные научные Пушкинские чтения / под ред. А. В. Федоровой. - Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2014. - 212 с.
Сборник содержит статьи, освещающие нравственные, эстетические, исторические и краеведческие аспекты повести «Капитанская дочка». Представлен филологический анализ текста, выявлена роль художественного произведения в историко-культурном контексте.
3. «Солнце русской поэзии»
Абрамович, С. А. Пушкин. Последний год: хроника, январь 1836- январь 1837 / С. А. Абрамович. – Москва : Советский писатель, 1991. – 624 с.
В книге повествуется хроника последнего года жизни поэта, построенная целиком на документальных материалах, излагающая версию трагической гибели великого автора.
Рожнова, Т. М. Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и ее потомки / Т. М. Рожнова, В. Ф. Рожнов. – Санкт-Петербург : Вита Нова, 2001. – 728 с.
В книге рассказывается малоизвестный период жизни Натальи Николаевны после гибели Пушкина. Жанр повествования - документально-художественный. Книга содержит более 600 портретов и фотографий, большая часть которых публикуется впервые, а также неизвестные материалы из личных архивов потомков Гончаровой Н. Н.
Венок Натали. Сочинения о поэзии. Стихи. Письма А. С. Пушкина и Мадонна. Очерки биографов. Галерея портретов / сост. Л. А. Черкашина. – Москва : Раритет, 1999. - 77 с.
В издании опубликованы тексты архивов, впервые обнародуется творческое наследие Н. Н. Гончаровой, факсимильное воспроизведение архивных сокровищ, а также об избраннице Пушкина рассказывает правнук Пушкин Г. Г.
Щеголев, П. Е. Дуэль и смерть Пушкина: исследования и материалы / П. Е. Щеголев.- Москва : Книга, 1987. – 575 с.
В издании описывается сцена дуэли А. С. Пушкина и Дантеса. Автор ведет расследование, основываясь на архивные материалы, с целью выяснить действительную причину дуэли. В книге опубликованы последние письма Пушкина.
Ободовская, И. М. Наталья Николаевна Пушкина: по эпистолярным материалам / И. М. Ободовская, М. А. Дементьева. – Москва : Советская Россия, 1987. - 368 с.
В книге собраны материалы из жизни Гончаровой Н. Н. в годы проживания с Пушкиным А. С., а также после его смерти. В издании представлены архивные фотоматериалы.
Киселева, Л. Ф. Пушкин в мире русской прозы XX века / Л. Ф. Киселева. – Москва : Наследие, 1999. – 362 с.
В книге прослежена живая и разносторонняя жизнь Пушкина в прозе отечественной классики XX века. Пушкин показан глазами новой эпохи.
Высочина, Е. И. Образ, бережно хранимый : жизнь Пушкина в памяти поколений / Е. И. Высочина. – Москва : Просвещение, 1989. – 239 с.
Издание посвящено сложной и интересной почти двухвековой истории восприятия Пушкина в русской культуре. Автор опирается также на богатейшую художественную пушкиниану, на портреты Пушкина, отобразившие эволюцию отношений к поэту и динамику его образа. В книге представлены архивные фотоматериалы.
Томашевский, Б. В. Пушкин: работы разных лет / Б. В. Томашевский. – Москва : Книга, 1990. – 672 с.
Сборник произведений крупнейшего советского пушкиниста. Включает основополагающий труд Б. В. Томашевского "Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения" и статьи разных лет.
Фейнберг, И. Незавершенные работы Пушкина / И. Фейнберг. – Москва : Художественная литература, 1979. - 366 с.
Книга посвящена последнему труду великого поэта - его «История Петра» которая была запрещена Николаем I, затем потеряна и оставалась в течении ста лет неизвестной читателю, и автобиографическим запискам Пушкина, большую часть которых вынужден был сжечь. Впервые раскрыто выдающееся историческое и художественное значение этих незавершенных пушкинских произведений.
Белинский, В. Г. Сочинения Александра Пушкина / В. Г. Белинский. – Москва : Художественная литература, 1985. - 560 с.
Это издание освещает все творчество великого поэта от поэмы «Руслан и Людмила» до «Истории пугачевского бунта». Автор, анализируя творчество Пушкина, проводит параллель с творчеством Батюшкова, Жуковского, Крылова и т. д.
Эйдельман, Н. Я. Пушкин: из биографии и творчества. 1826- 1837 / Н. Я. Эйдельман. – Москва : Художественная литература, 1987. - 463 с.
Работа Н. Эйдельмана посвящена последнему десятилетию биографии А. С. Пушкина. Анализируя взаимоотношения поэта с царем, рассказывая о его дружбе с великими современниками Н. Карамзиным и Адамом Мацкевичем, выясняя причины гибели поэта, автор поставил ряд важных проблем русской общественной и литературной жизни. Многие главы построены на интересных архивных разысканиях.
Кулешов, В. И. Жизнь и творчество А. С. Пушкина / В. И. Кулешов. – Москва : Художественная литература, 1987. – 415 с.
Книга В. Кулешова рассказывает о жизненном пути великого поэта, его судьбе, неповторимой личности, многообразных связях с современниками, с общественными и политическими событиями эпохи.
Фридкин, В. М. Пропавший дневник Пушкина : рассказы о поисках в зарубежных архивах / В. М. Фридкин. – Москва : Знание, 1987. – 208 с.
В издании собраны уникальные материалы из дневника поэта. Автор нашел много новых сведений о Пушкине, близких ему людях и тех, кто причастен к его гибели. Значительная часть иллюстраций публикуется впервые.
Керн, А. П. Воспоминания о Пушкине / А. П. Керн. – Москва : Советская Россия, 1987. - 416 с.
Книга посвящена воспоминаниям Анны Петровны Керн о А. С. Пушкине. В них воспроизводятся различные эпизоды жизни, встречи в молодые годы в Петербурге, Москве с замечательными представителями русской культуры.
А. С. Пушкин об искусстве. В 2-х т. Т.1 / сост. А. А. Вишневский. – Москва : Искусство, 1990. – 363 с.
Издание содержит систематизированный и комментированный свод художественного и критического наследия Пушкина, относящегося к искусству в широком смысле слова, прежде всего к миру идей и образу самого Пушкина. В книге использованы произведения в стихах и прозе, публицистика, дневники, письма поэта.
4. Рисует Александр Сергеевич Пушкин
Рисует Александр Сергеевич Пушкин
К юбилейной дате великого русского поэта, прозаика, драматурга, основоположника современного русского литературного языка библиотека ОГАУ представляет уникальную коллекцию - рисунки Александра Сергеевича Пушкина.
…Он был исписан, изрисован Рукой Онегина кругом. Меж непонятного маранья Мелькали мысли, замечанья, Портреты, числа, имена, Да буквы, тайны письмена, Отрывки, письма черновые, И, словом, искренний журнал, В который душу изливал Онегин в дни свои младые...
А.С. Пушкин «Альбом Онегина»
Один из величайших поэтов мира, зачинатель прославленной русской прозы XIX века, замечательный драматург-новатор, выдающийся историк литературы и литературный критик Александр Сергеевич Пушкин был еще и художником. Духовное богатство этой удивительной личности невероятно! Острая восприимчивость поэта искала выхода для выражения запавших в его сознание величественных впечатлений и в поэзии, и в рисунках.
Графика Пушкина была любительской, но при этом необыкновенна. Необыкновенно современна! Пушкин и здесь оказался гением. Сила художественного воздействия рисунков Пушкина неотразима: так свободен и артистичен штрих, так пластична линия! В стремительно набросанных или задумчиво выведенных рисунках поэт проявляет необычайную выразительность, острую характерность, веселую карикатурность или нежнейший лиризм. Стиль Пушкина-рисовальщика – это его быстрый карандаш.
Рисунков А.С. Пушкина множество, а их сюжеты разнообразны. Одних портретов близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортретов только несколько сотен. В них метко и лаконично выражены самые характерные индивидуальные черты лица и его, авторское, отношение к изображенному человеку. Наброски изначально мыслились им образно законченными портретами. Есть и еще одна особенность Пушкина-портретиста – феноменальная зрительная память: он рисовал всегда по памяти, подчас даже на расстоянии большого отрезка времени.
Известны около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они являются важнейшей частью его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен.
А.М. Эфрос, тонкий знаток пушкинской графики, так писал о художестве поэта: «Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчет о людях и событиях».
Кстати, о событиях! Мысль о декабристах не оставляет Пушкина до самых последних дней его жизни. Эта мысль отражена в том числе и в рисунках поэта, и в отдельных пометках на полях рукописи. В черновиках «Полтавы» поэт с мучительной яркостью изобразил общую сцену позорной казни и, отдельно, перекладину с тяжелыми, висящими на ней пятью телами.
Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений.
Александр Сергеевич часто иллюстрировал собственные произведения.
Его рукописи испещрены виньетками, проектами обложек, набросками иллюстраций, содержат зарисовки концовок.
Порой встречаются и великолепные по своей ритмике и пластике, порой даже переходящие в изображения, единичные пейзажные зарисовки, наброски птиц, лошадей, деревьев.

Рисунки Пушкина обнаруживают тонкое, интуитивно присущее ему чувство специфики художественного языка графики, а феномен заключается в том, что он был не профессиональным, а прирожденным художником.
Историк изобразительного искусства, профессиональный график А.А.Сидоров в 1950-х годах писал: “Рисунки Пушкина в художественном отношении заслуживают рассмотрения... в истории рисунка. Они – не иллюстрация и не дополнение к его литературному творчеству; это – другая творческая форма восприятия и выражения мира”.
Уважаемые пользователи библиотеки, почитатели величайшего таланта «Трепетного сердца России» - Александра Сергеевича Пушкина! Обращаем ваше внимание, что представленные фотоматериалы - это часть коллекции фоторепродукций из передвижной выставки Государственного литературного музея, подготовленной и опубликованной к 100-летию со дня гибели А. С. Пушкина.
При подготовке материала использовались следующие ресурсы:
1. А. С. Пушкин. 1837-1937. Передвижная выставка [Фоторепродукции] /
Государственный литературный музей. - Москва :
Государственный литературный музей, 1938. – 36 фото.
2. Электронные ресурсы:
http://www.rifinfo.ru/news/42433
http://literatura5.narod.ru/pushkin1.html
https://diletant.media/articles/41314642/
https://nestoriana.wordpress.com/2013/04/12/neverbalniy-pushkin/
http://art.1sep.ru/article.php?ID=200102302
https://yandex.ru/collections/user/leeyeram89/risunki-pushkina/
https://vk.com/album-58589696_232030717
https://historicaldis.ru/blog/43763879327/Risunki-A.-S.-Pushkina.?nr=1
Ведущий библиограф
Е.А. Фалендыш
5. Сохраняя память о Александре Сергеевиче Пушкине: материалы из архива библиотеки
В 1949 году сотрудники библиотеки сельскохозяйственного института им. А. А. Андреева подготовили юбилейный альбом "Александр Сергеевич Пушкин", посвященный 150 - летию со дня рождения поэта, который ныне бережно хранится в библиотеке.
Это коллективное рукотворное издание библиотечных работников, собравших огромный материал, который, другое поколение библиотекарей, сохранило до нашего времени. В этом году альбому - 70 лет. Его можно считать раритетом. Альбом, как сборник документов и материалов об А.С. Пушкине, отражает суть библиотечной работы: найти, отобрать и, главное, сохранить! Альбом занимает особую нишу в фонде редких и ценных книг библиотеки Оренбургского ГАУ.
Перед вами фрагменты альбома.
Альбом посвящен жизни и творчеству великого поэта А. С. Пушкина. В нем содержатся статьи, рассказывающие об уникальной личности поэта и его деятельности, иллюстрации к произведениям, фотографии поэта, членов его семьи, а также приближенных к нему людей. На что особенно обращаешь внимание, знакомясь с содержимым издания - это язык, подача мысли и особенности публицистического жанра авторов, писавших в 40-х годах прошлого столетия.
6. Светочу русской поэзии - 220!
Это человек, имя которого стоит называть, когда не знаешь, что ответить; это его произведения стали эталоном языка; это писатель, памятник которому стоит даже в Эфиопии; это любитель дуэлей, женщин и кутежей. Только он может покататься по ссылкам, а потом занять у царя 20 000 на напечатание книги. Только он может написать про скучающего денди так, что получится энциклопедия русской жизни.
А мы можем его просто обожать и отмечать его день рождения в каждом уголке страны, потому что у каждого он свой:
6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин.
Библиотека подготовила интереснейшую и увлекательную выставку книг,
посвящённую этому знаменательному событию.
Выставка ждёт неравнодушных к творчеству поэта читателей до 01.07.2019
с 8.30 до 17.00 на 5 этаже корпуса № 7 (абонемент художественной литературы).
Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом.
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!
В последний вечер восемнадцатого столетия, 31 декабря 1800 года у Пушкиных собрались гости. Стол был парадно накрыт, ждали наступления Нового года, девятнадцатого столетия. Читались стихи, хозяйка дома Надежда Осиповна вполголоса подпевала, исполняла на клавесине романсы. Ровно в полночь раздался звон часов. Гости подняли бокалы, поздравляя друг друга. Громкие голоса гостей разбудили спавшего в соседней комнате маленького сына Пушкиных Александра, ему было всего полтора года. Как гласит легенда, он соскочил с кроватки, тихонько приоткрыл дверь в комнату, где собрались гости, и в одной рубашонке, остановился у порога. Испуганная, за ребёнком бросилась няня, крепостная Ульяна Яковлевна. Но мать остановила её. Тронутая неожиданным появлением сына на пороге нового века, она взяла его на руки, высоко подняла над головой и сказала, восторженно обращаясь к гостям: «Вот кто переступил порог нового столетия. Вот кто в нём будет жить».
Это были великие слова, пророчество матери своему ребёнку.
Пушкин перешагнул уже через два столетия.
Он перешагнёт и через тысячелетия!
|