История волонтёрства, благотворительности,
бескорыстной помощи нуждающимся, думается,
ничуть не короче истории самого человечества.
История волонтёрского движения в мире
Добровольная помощь нуждающимся существовала всегда. На протяжении всего периода существования человечества люди добровольно и безвозмездно помогали больным, раненым, сиротам, престарелым, вместе ликвидировали последствия стихийных бедствий, пожаров. Однако само слово волонтёр (доброволец) в течение долгого времени обозначало человека, отправившегося на войну или военную службу по зову долга, а не по призыву. Изменение понятия слова волонтёр и рождение организованного гуманитарного волонтёрства произошло одновременно, в 1920 году во Франции, когда впервые был реализован волонтёрский проект по восстановлению, территории разрушенной Первой Мировой Войной. После этого волонтёрство во всем мире развивалось и набирало силы, и к 1998 году более 100 миллионов людей во всем мире участвовали в волонтёрском движении.
В настоящее время все глобальные международные организации такие, как ООН и Юнеско, имеют волонтёрские отделения. Волонтёры трудятся на ниве здравоохранения (вакцинация, борьба с ВИЧ, туберкулёзом, другими инфекциями), ликвидируют голод, неграмотность, участвуют в эвакуации раненых, больных, детей и женщин из очагов военных конфликтов и стихийных бедствий, защищают равные права всех слоёв населения, помогают заключённым, защищают окружающую среду и т.д.
Волонтёрское движение в России
Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911 год) и князя Игоря (945 год) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет». С принятием христианства (988 год) особую роль в развитии добровольчества сыграла церковь. Участие государства в деле благотворительности было эпизодическим.
При Екатерине II возникла сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных («зазорных») младенцев. В России это стало благотворительной новацией. 1 сентября 1763 года по указу Екатерины II был издан Манифест об «Учреждении Московского Воспитательного дома». Строили этот дом на частные пожертвования (сама Екатерина II выделила из своих средств 100 тысяч рублей и обязалась ежегодно жертвовать еще по 50, а цесаревич Павел - по 20 тысяч). Через шесть лет такой же дом открыли и в Петербурге. Лишь во времена правления Екатерины II фактически начались и регулярные взносы жертвователей на строительство благотворительных учреждений, на организацию общественных и частных мест для помощи нуждающимся.
После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы, общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают «Учреждения императрицы Марии Фёдоровны». Супруга императора Павла I Мария Фёдоровна, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и мещанское училище, приняла по воле государя главное начальствование и над воспитательными домами, сохранными казнами и коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному её именем. Вступив в управление, императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. Особое внимание Мария Фёдоровна обращала на Воспитательные дома.
Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен ещё соседний дом графа Бобринского (в этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года). Императрица реорганизовала Опекунский совет так, чтобы каждый его член «высокого и знатного рода» сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем «без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству».
Одним из крупнейших в российской благотворительности было Императорское человеколюбивое общество (ИЧО), образованное в 1802 году по инициативе Александра I и призванное оказывать помощь нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Первоначально ИЧО финансировалось преимущественно «от щедрот монарших», однако постепенно частные и общественные пожертвования стали превышать казённые субсидии.
В этот период благотворительность приняла светский характер. Личное участие в ней воспринималось обществом как морально-нравственный поступок, благородство души и считалось неотъемлемым делом каждого.
Примечательной чертой этого периода было зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начали организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключённых из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских приютов.
В 1894 году по предложению члена Московской Городской думы профессора Владимира Герье были учреждены городские участковые попечительства о бедных, собирающие добровольные пожертвования, в которых трудились волонтёры. Попечительство занималось оценкой потребностей нуждающегося населения, сбором средств для оказания адресной помощи. Уже в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал «распространить опыт Москвы в другие города».
В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительности. Представителям русской интеллигенции также не были чужды идеи благотворительности и добровольчества. Её деятельность была направлена не только на помощь неимущим, но и на усиление роли женщины в обществе. Так, в структуру Русского женского взаимно-благотворительного общества в начале XIX века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро «по приисканию мест и занятий для женщин», совет по устройству общежитий, юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века Высшие женские курсы на добровольных началах стали работать в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Казани. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже за свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно-благотворительное общество получило золотую медаль.
В одной из крупнейших московских благотворительных организаций «Обществе попечения нуждающихся детей» добровольцы собирали пожертвования и посещали бедных. В 1911 году была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулёзом, позже её отделения открылись во многих городах России. В том же году в Нижнем Новгороде прошёл первый День Белого цветка (день Ромашки), главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулёзе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Бюро договорилось с военным начальством о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами - о бесплатном проезде продавщиц цветков, с театрами и кинематографами - об отчислениях в пользу лиги. За два года принятые Лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.
После октября 1917 года волонтёрство в России приобрело иной характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтёрская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт в годы Великой Отечественной войны, не только возрождали традицию сестёр милосердия, но и сражались наравне с мужчинами. Вспомним, например, пронзительную повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Добровольчество в советский период истории России неразрывно было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Принято считать, что советские годы существенно исказили имидж добровольчества и благотворительности, введя в практику повсеместные «добровольно принудительные» акции: массовые субботники, сбор макулатуры, обязательные членские взносы во Всероссийское Общество Охраны Природы (ВООП) и Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Но существующие примеры настоящей добровольческой активности, когда в 60-е годы ХХ века зародилось добровольческое движение помощи реставраторам под руководством Петра Барановского и действовало под эгидой Общества охраны памятников истории и культуры, опровергают это утверждение. В прессе того времени часто появлялись призывы к добровольческому труду, и по выходным добровольцы отправлялись расчищать завалы, подтаскивать кирпичи, размешивать раствор. Таким образом, восстанавливались уникальные постройки музея-ансамбля в Царицыно.
Дружины по охране природы (ДОП), которые создавались с начала 70-х годов при естественно научных факультетах различных вузов по всему СССР, занимались борьбой с браконьерами, незаконными вырубками лесов, лесными пожарами.
Как говорилось ранее, в советскую эпоху волонтёрство существовало, и оно не было ни обязательным, ни мучительным. Некоторые люди, сейчас уже весьма пожилые, с приятной ностальгией вспоминают свою волонтёрскую деятельность в СССР.
В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться, с возникновением новых некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. В связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при сложившейся экономической ситуации волонтёры стали незаменимы, волонтёрское движение продолжило развиваться. Появились люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
В 1995 году было дано юридическое определение добровольца или волонтёра в статье 5 Федерального закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: «Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». В этом же году состоялся Первый Российский Форум добровольцев, который прошёл в Центре международной торговли в Москве.
По сравнению с зарубежными странами уровень развития добровольчества в современной России достаточно низок. Это можно отчасти объяснить тем, что на Западе идея взаимопомощи лежит в основе общественных отношений, в то время как в РФ потребность в добровольцах всегда была не так высока, поскольку государство брало на себя благотворительные функции, осуществляемые в других странах частным образом. Однако в связи с сокращением возможностей государства по финансированию социальной сферы добровольческий труд приобретает всё большую активность и популярность.
Столь огромная разница в развитии волонтёрства в России и за рубежом связана со значимо большим «стажем» волонтёрского движения в западных странах и государственной поддержкой. Если в России волонтёрство пока ещё полностью основано на деятельности некоммерческих организаций, то в США, Японии и других странах волонтёрское движение не только поддерживается, но нередко и организуется государством. Однако и в России государство заинтересовалось волонтёрским движением, по крайней мере, Министерство спорта, туризма и молодёжной политики рекомендует молодёжи присоединиться к проекту www.jaba-point.ru, с последующей выдачей «Личных книжек волонтёра». Позже был создан новая платформа для регистрации волонтёров – www.jaba.ru. В настоящее время для этой же цели создан сайт «Технология добра». А текущий 2018 год объявлен Президентом РФ В. Путиным – Годом добровольца и волонтёра.
В завершении краткого экскурса в историю волонтёрского движения и возвращаясь к положению добровольчества в России, хочется выразить надежду, что богатейшие традиции, которые имело когда-то волонтёрство в нашей стране, не умерли и не умрут, а будут и дальше развиваться и процветать на благо всего человечества, во имя мира на земле и счастья каждого, о чём гласит цитата из Всемирной Декларации Добровольчества, провозглашённой на XVI Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE) в январе 2001 года: «Добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. Добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала».
По материалам сайтов:
- https://ria.ru/disabled_know/20130217/923151956.html - История добровольчества в России
- http://tass.ru/info/4779779 - Волонтёрское движение в России. Досье
- http://runion.ru/volonterstvo/istoriya-volonterstva - История волонтёрства
- http://www.minobr.orb.ru/pdo/pdo_9-1.php - Порядок регистрации волонтёров на сайте www.jaba.ru
- http://volonter.ru/registratsiya-2/ - регистрация (Единая служба координации волонтёров и добровольцев)
|