«…И сквозь века, и поколенья, он не устанет удивлять»: к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина
1. А. С. Пушкин в Оренбургском крае
Это имя, знакомое с детства,
вместе с грамотой впаяно в речь.
П. Г. Антокольский
А. С. Пушкин побывал в Оренбурге в 1833 году, что помогло ему собрать материалы для «истории Пугачева» и «Капитанской дочки». В честь этого великого события на берегу Урал, где любил бывать поэт, установлен памятник А. С. Пушкину. Скульптор В. Степанян изобразил великого поэта сидящим с раскрытой книгой в руках. Оренбуржцы бережно хранят память о пребывании великого поэта в их городе и крае». Мы проведём краткий экскурс из хроники событий тех времён. А также вы сможете ознакомиться с виртуальной выставкой «Солнце русской поэзии» Пушкин А. С.
А. С. Пушкин
Пушкин А. С. приехал в Оренбург 18 (30 по новому стилю) сентября 1833 года. Александр Сергеевич остановился в загородном доме губернатора Василия Алексеевича Перовского. Они были знакомы ещё по Петербургу. Были даже дружны и говорили друг другу "ты". Василий Александрович помогал поэту в сборе нужных материалов о Пугачёве. Вторую (и последнюю) ночь своего пребывания в Оренбурге Александр Сергеевич провел в городской квартире В. А. Перовского.
Утром 20 сентября (2 октября по новому стилю) его разбудил громкий и заразительный хохот хозяина квартиры: нижегородский губернатор М. П. Бутурин (слывший вымогателем и взяточником) прислал своему коллеге письмо, в котором по-товарищески советовал ему быть осторожнее с Пушкиным.
В. А. Перовский
Памятник А. С. Пушкину и В. И. Далю
Гидом А. С. Пушкина в Оренбургском путешествии был чиновник по особым поручениям при губернаторе Владимир Иванович Даль - автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Они посетили Неплюевское военное училище и его директора – инженер-капитана Константина Демьяновича Артюхова, добрейшего, умного и чрезвычайно забавного собеседника. Училище было своеобразным культурным центром – при нём работала типография, где печатались книги на русском и арабском языках.
Затем было знакомство с городом. Он оказался невелик. Самым большим зданием в городе был гостиный двор. Он строился с военно-оборонительной целью, по типу крепости. Пушкин посетил и меновой двор – место, где происходил торг и обмен товаром с иноземными, азиатскими купцами.
Неплюевское военное училище
Гостиный двор
Насыщенным и разнообразным по впечатлениям складывалось пребывание А. С. Пушкина в Оренбурге. Возможно, в этот же день он посетил и оренбургский архив. Там поэт сделал ряд важных выписок, которые пригодились ему в работе.
Памятник А. С. Пушкинув селе Бёрды Оренбургской области
На следующий день вместе с В. И. Далем, Артюховым и, возможно, Перовским А. С. Пушкин поехал в казачью слободу Берды, расположенную в семи верстах от Оренбурга. “Мы поехали в Берды, бывшую столицу Пугачёва”, – пишет в воспоминаниях В. И. Даль. Там разыгрывалось немало драматических событий с ноября 1773 по март 1774 годов. Во время осады Оренбурга этот поселок был центром повстанческой армии, пугачёвцы называли её Москвой. Отсюда Пугачёв водил свои отряды на приступы, а его атаманы отправлялись в дальние походы – к Уфе и Самаре, к Челябинску и Гурьеву, Казани и Кунгуру. Отсюда же рассылались манифесты и воззвания к простому народу. В своей дорожной книжке Пушкин А. С. записал: “В Берде Пугачёв жил в доме Константина Ситникова”. Мы можем увидеть этот дом глазами Пушкина в романе «Капитанская дочка». В главе «Мятежная слобода» он подробно описывает дом и обстановку в нём: "Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – всё было как в обыкновенной избе".
Интересный факт, в Бердах Александр Сергеевич находит старую казачку, которая знала, видела и помнила Пугачёва. Ирина Афанасьевна Бунтова, которой в 1833 году было семьдесят три года. Её отец служил в пугачёвском отряде. Он и рассказывал ей о событиях в Бердской слободе. Многое поведала поэту старая казачка. "Пушкин, - свидетельствовал В. И. Даль, - разговаривал с нею целое утро. Старуха спела также несколько песен, относившихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощанье червонец". События и люди, как живые, вставали из этих рассказов. На её рассказ опирается сцена принятия Пугачёвым присяги в произведении «Капитанская дочка».
А. С. Пушкин в селе Берды
В тетрадь с «Оренбургскими записями» А. С. Пушкин заносит: "В Бердской слободе Пугачёв был любим; его казаки никого не обижали". Как известно, в народе верили, что Пугачёв - это царь Пётр III.
"Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства". Такой вывод был сформулирован А. С. Пушкиным в «Замечаниях о бунте».
Памятник А. С. Пушкину был открыт в Бердах в ознаменование 150-летия со дня рождения гениального русского поэта.
Так, 20 сентября Пушкин А. С. выехал из Оренбурга и всё утро находился под впечатлением забавного эпизода. Письмо от нижегородского губернатора Бутурлина, полученное перед отъездом Александра Сергеевича, содержало следующие слова "...должно быть, ему дано тайное поручение собирать сведения о неисправностях..." А. С. Пушкин весело вспоминал это письмо.
2. К А. С. Пушкину - через время и пространство
«Я посетил места, где произошли главные события эпохи,
мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще
живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их
дряхлеющую память историческою критикою»
А. С. Пушкин
Оренбург, последняя цель моего путешествия. Александр Пушкин / сост. С. Е. Сорокина. – Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 1999. - 200 с.
Альбом посвящен жизни и творчеству великого поэта связанного с Оренбургом. Уникальность альбома состоит в опубликованных письмах поэта, архивных материалах. Издание содержит более трехсот тоновых репродукций: прижизненные портреты Пушкина, его современников, пейзажи с видами пушкинских мест, исторические и жанровые композиции.
Смольников, И. Ф. Путешествие Пушкина в Оренбургский край / И. Ф. Смольников. – Москва : Мысль, 1991. - 270 с.
В книге описывается осень 1833 года, когда Пушкин путешествовал по местам пугачевского восстания. Задуманная им «История Пугачева» требовала работы в архивах Казани, Симбирска, Оренбурга. Поэту удалось встретиться и с некоторыми свидетелями казачьих восстаний времен царствования Екатерины I. Повторив маршрут Пушкина, автор не только знакомит читателя с историей этого путешествия поэта, но и помогает ощутить связь времен.
Славянский, Ю. Л. Поездка А. С. Пушкина в Поволжье и на Урал: научно-популярный этюд / Ю. Л. Славянский. – Казань : Татарское книжное издательство, 1980. – 143 с.
В книге освещены полтора месяца жизни великого русского поэта (17 августа - 1 октября 1833 г.), которые А. С. Пушкин посветил поездке по ряду губерний России, с целью собрания материалов о Пугачеве. Особенно подробно показано пребывание Пушкина в Казани и Оренбурге.
Савельзон, В. Пушкин и Оренбуржье. Над страницами «Капитанской дочки» и «История Пугачева» / В. Савельзон. – Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 1998. – 352 с.
Книга представляет роман - эссе. Автор размышляет, проводит интересные исследования, ищет взаимосвязь реальных исторических лиц с героями двух произведений А. С.Пушкина «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева».
Овчинников, Р. В. Над "Пугачевскими" страницами / Р. В. Овчинников. - Москва : Наука, 1981. - 160 с.
Представлены архивные разыскания, связанные с выявлением новых данных о событиях, лицах и документах, упоминаемых в произведениях «Капитанская дочка» и «История Пугачева».
Нурмухамедов, М. К. Пушкин, Оренбург и оренбуржцы / М. К. Нурмухамедов. - Ташкент : Фан, 1985. - 63 с.
В издании представлены редкие архивные и печатные сведения и факты пребывания А. С. Пушкина в Оренбурге.
Овчинников, Р. В. За пушкинской строкой / Р. В. Овчинников. - Челябинск : Южно- Уральское книжное издательство, 1988. - 206 с.
В книге рассказывается о неизвестных данных, событиях и лицах, упоминаемых в произведениях «История Пугачева» и «Капитанская дочка».
Оренбургская Пушкинская Энциклопедия. Путешествие-1833. Реалии "Истории Пугачева". Прототипы "Капитанской дочки". Исследователи и интерпретаторы / [сост.: Р. В. Овчинников, Л. Н. Большаков]. - Оренбург : Печатный Дом Димур, 1997. - 520 с. : ил.
Энциклопедия содержит статьи о произведениях А. С. Пушкина "История Пугачёва" и "Капитанская дочка", а также обо всём, что связано с оренбургской поездкой поэта в 1833 году.
Портретная галерея повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка": Четвертые научные Пушкинские чтения / под ред. А. В. Федоровой. - Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2013. - 240 с.
Сборник включает материалы Четвертых Пушкинских чтений, посвященных теоретическим, краеведческим и другим аспектам повести «Капитанская дочка».
Пушкин, Россия, Оренбург: движение во времени : восьмые международные научные Пушкинские чтения, посвященные 180-летию издания повести "Капитанская дочка" / Оренбургский государственный аграрный университет, Историко-литературный музей "Капитанская дочка" ; [под ред. А. В. Федоровой]. - Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2017. - 240 с.
Издание раскрывает особенности творчества А. С. Пушкина с точки зрения истории, литературоведения, лингвистики, культурологи и краеведения.
А. С. Пушкин - первый исследователь Пугачевского бунта (к 240-летию начала восстания 1773-1775 гг. и 180-летию посещения А. С. Пушкиным Оренбургского края) : пятые международные научные Пушкинские чтения / под ред. А. В. Федоровой. - Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2014. - 212 с.
Сборник содержит статьи, освещающие нравственные, эстетические, исторические и краеведческие аспекты повести «Капитанская дочка». Представлен филологический анализ текста, выявлена роль художественного произведения в историко-культурном контексте.
3. «Солнце русской поэзии»
Абрамович, С. А. Пушкин. Последний год: хроника, январь 1836- январь 1837 / С. А. Абрамович. – Москва : Советский писатель, 1991. – 624 с.
В книге повествуется хроника последнего года жизни поэта, построенная целиком на документальных материалах, излагающая версию трагической гибели великого автора.
Рожнова, Т. М. Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и ее потомки / Т. М. Рожнова, В. Ф. Рожнов. – Санкт-Петербург : Вита Нова, 2001. – 728 с.
В книге рассказывается малоизвестный период жизни Натальи Николаевны после гибели Пушкина. Жанр повествования - документально-художественный. Книга содержит более 600 портретов и фотографий, большая часть которых публикуется впервые, а также неизвестные материалы из личных архивов потомков Гончаровой Н. Н.
Венок Натали. Сочинения о поэзии. Стихи. Письма А. С. Пушкина и Мадонна. Очерки биографов. Галерея портретов / сост. Л. А. Черкашина. – Москва : Раритет, 1999. - 77 с.
В издании опубликованы тексты архивов, впервые обнародуется творческое наследие Н. Н. Гончаровой, факсимильное воспроизведение архивных сокровищ, а также об избраннице Пушкина рассказывает правнук Пушкин Г. Г.
Щеголев, П. Е. Дуэль и смерть Пушкина: исследования и материалы / П. Е. Щеголев.- Москва : Книга, 1987. – 575 с.
В издании описывается сцена дуэли А. С. Пушкина и Дантеса. Автор ведет расследование, основываясь на архивные материалы, с целью выяснить действительную причину дуэли. В книге опубликованы последние письма Пушкина.
Ободовская, И. М. Наталья Николаевна Пушкина: по эпистолярным материалам / И. М. Ободовская, М. А. Дементьева. – Москва : Советская Россия, 1987. - 368 с.
В книге собраны материалы из жизни Гончаровой Н. Н. в годы проживания с Пушкиным А. С., а также после его смерти. В издании представлены архивные фотоматериалы.
Киселева, Л. Ф. Пушкин в мире русской прозы XX века / Л. Ф. Киселева. – Москва : Наследие, 1999. – 362 с.
В книге прослежена живая и разносторонняя жизнь Пушкина в прозе отечественной классики XX века. Пушкин показан глазами новой эпохи.
Высочина, Е. И. Образ, бережно хранимый : жизнь Пушкина в памяти поколений / Е. И. Высочина. – Москва : Просвещение, 1989. – 239 с.
Издание посвящено сложной и интересной почти двухвековой истории восприятия Пушкина в русской культуре. Автор опирается также на богатейшую художественную пушкиниану, на портреты Пушкина, отобразившие эволюцию отношений к поэту и динамику его образа. В книге представлены архивные фотоматериалы.
Томашевский, Б. В. Пушкин: работы разных лет / Б. В. Томашевский. – Москва : Книга, 1990. – 672 с.
Сборник произведений крупнейшего советского пушкиниста. Включает основополагающий труд Б. В. Томашевского "Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения" и статьи разных лет.
Фейнберг, И. Незавершенные работы Пушкина / И. Фейнберг. – Москва : Художественная литература, 1979. - 366 с.
Книга посвящена последнему труду великого поэта - его «История Петра» которая была запрещена Николаем I, затем потеряна и оставалась в течении ста лет неизвестной читателю, и автобиографическим запискам Пушкина, большую часть которых вынужден был сжечь. Впервые раскрыто выдающееся историческое и художественное значение этих незавершенных пушкинских произведений.
Белинский, В. Г. Сочинения Александра Пушкина / В. Г. Белинский. – Москва : Художественная литература, 1985. - 560 с.
Это издание освещает все творчество великого поэта от поэмы «Руслан и Людмила» до «Истории пугачевского бунта». Автор, анализируя творчество Пушкина, проводит параллель с творчеством Батюшкова, Жуковского, Крылова и т. д.
Эйдельман, Н. Я. Пушкин: из биографии и творчества. 1826- 1837 / Н. Я. Эйдельман. – Москва : Художественная литература, 1987. - 463 с.
Работа Н. Эйдельмана посвящена последнему десятилетию биографии А. С. Пушкина. Анализируя взаимоотношения поэта с царем, рассказывая о его дружбе с великими современниками Н. Карамзиным и Адамом Мацкевичем, выясняя причины гибели поэта, автор поставил ряд важных проблем русской общественной и литературной жизни. Многие главы построены на интересных архивных разысканиях.
Кулешов, В. И. Жизнь и творчество А. С. Пушкина / В. И. Кулешов. – Москва : Художественная литература, 1987. – 415 с.
Книга В. Кулешова рассказывает о жизненном пути великого поэта, его судьбе, неповторимой личности, многообразных связях с современниками, с общественными и политическими событиями эпохи.
Фридкин, В. М. Пропавший дневник Пушкина : рассказы о поисках в зарубежных архивах / В. М. Фридкин. – Москва : Знание, 1987. – 208 с.
В издании собраны уникальные материалы из дневника поэта. Автор нашел много новых сведений о Пушкине, близких ему людях и тех, кто причастен к его гибели. Значительная часть иллюстраций публикуется впервые.
Керн, А. П. Воспоминания о Пушкине / А. П. Керн. – Москва : Советская Россия, 1987. - 416 с.
Книга посвящена воспоминаниям Анны Петровны Керн о А. С. Пушкине. В них воспроизводятся различные эпизоды жизни, встречи в молодые годы в Петербурге, Москве с замечательными представителями русской культуры.
А. С. Пушкин об искусстве. В 2-х т. Т.1 / сост. А. А. Вишневский. – Москва : Искусство, 1990. – 363 с.
Издание содержит систематизированный и комментированный свод художественного и критического наследия Пушкина, относящегося к искусству в широком смысле слова, прежде всего к миру идей и образу самого Пушкина. В книге использованы произведения в стихах и прозе, публицистика, дневники, письма поэта.
4. Рисует Александр Сергеевич Пушкин
Рисует Александр Сергеевич Пушкин
К юбилейной дате великого русского поэта, прозаика, драматурга, основоположника современного русского литературного языка библиотека ОГАУ представляет уникальную коллекцию - рисунки Александра Сергеевича Пушкина.
…Он был исписан, изрисован Рукой Онегина кругом. Меж непонятного маранья Мелькали мысли, замечанья, Портреты, числа, имена, Да буквы, тайны письмена, Отрывки, письма черновые, И, словом, искренний журнал, В который душу изливал Онегин в дни свои младые...
А.С. Пушкин «Альбом Онегина»
Один из величайших поэтов мира, зачинатель прославленной русской прозы XIX века, замечательный драматург-новатор, выдающийся историк литературы и литературный критик Александр Сергеевич Пушкин был еще и художником. Духовное богатство этой удивительной личности невероятно! Острая восприимчивость поэта искала выхода для выражения запавших в его сознание величественных впечатлений и в поэзии, и в рисунках.
Графика Пушкина была любительской, но при этом необыкновенна. Необыкновенно современна! Пушкин и здесь оказался гением. Сила художественного воздействия рисунков Пушкина неотразима: так свободен и артистичен штрих, так пластична линия! В стремительно набросанных или задумчиво выведенных рисунках поэт проявляет необычайную выразительность, острую характерность, веселую карикатурность или нежнейший лиризм. Стиль Пушкина-рисовальщика – это его быстрый карандаш.
Рисунков А.С. Пушкина множество, а их сюжеты разнообразны. Одних портретов близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортретов только несколько сотен. В них метко и лаконично выражены самые характерные индивидуальные черты лица и его, авторское, отношение к изображенному человеку. Наброски изначально мыслились им образно законченными портретами. Есть и еще одна особенность Пушкина-портретиста – феноменальная зрительная память: он рисовал всегда по памяти, подчас даже на расстоянии большого отрезка времени.
Известны около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они являются важнейшей частью его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен.
А.М. Эфрос, тонкий знаток пушкинской графики, так писал о художестве поэта: «Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчет о людях и событиях».
Кстати, о событиях! Мысль о декабристах не оставляет Пушкина до самых последних дней его жизни. Эта мысль отражена в том числе и в рисунках поэта, и в отдельных пометках на полях рукописи. В черновиках «Полтавы» поэт с мучительной яркостью изобразил общую сцену позорной казни и, отдельно, перекладину с тяжелыми, висящими на ней пятью телами.
Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений.
Александр Сергеевич часто иллюстрировал собственные произведения.
Его рукописи испещрены виньетками, проектами обложек, набросками иллюстраций, содержат зарисовки концовок.
Порой встречаются и великолепные по своей ритмике и пластике, порой даже переходящие в изображения, единичные пейзажные зарисовки, наброски птиц, лошадей, деревьев.
Рисунки Пушкина обнаруживают тонкое, интуитивно присущее ему чувство специфики художественного языка графики, а феномен заключается в том, что он был не профессиональным, а прирожденным художником.
Историк изобразительного искусства, профессиональный график А.А.Сидоров в 1950-х годах писал: “Рисунки Пушкина в художественном отношении заслуживают рассмотрения... в истории рисунка. Они – не иллюстрация и не дополнение к его литературному творчеству; это – другая творческая форма восприятия и выражения мира”.
Уважаемые пользователи библиотеки, почитатели величайшего таланта «Трепетного сердца России» - Александра Сергеевича Пушкина! Обращаем ваше внимание, что представленные фотоматериалы - это часть коллекции фоторепродукций из передвижной выставки Государственного литературного музея, подготовленной и опубликованной к 100-летию со дня гибели А. С. Пушкина.
При подготовке материала использовались следующие ресурсы:
1. А. С. Пушкин. 1837-1937. Передвижная выставка [Фоторепродукции] /
Государственный литературный музей. - Москва :
Государственный литературный музей, 1938. – 36 фото.
5. Сохраняя память о Александре Сергеевиче Пушкине: материалы из архива библиотеки
В 1949 году сотрудники библиотеки сельскохозяйственного института им. А. А. Андреева подготовили юбилейный альбом "Александр Сергеевич Пушкин", посвященный 150 - летию со дня рождения поэта, который ныне бережно хранится в библиотеке.
Это коллективное рукотворное издание библиотечных работников, собравших огромный материал, который, другое поколение библиотекарей, сохранило до нашего времени. В этом году альбому - 70 лет. Его можно считать раритетом. Альбом, как сборник документов и материалов об А.С. Пушкине, отражает суть библиотечной работы: найти, отобрать и, главное, сохранить! Альбом занимает особую нишу в фонде редких и ценных книг библиотеки Оренбургского ГАУ.
Перед вами фрагменты альбома.
Альбом посвящен жизни и творчеству великого поэта А. С. Пушкина. В нем содержатся статьи, рассказывающие об уникальной личности поэта и его деятельности, иллюстрации к произведениям, фотографии поэта, членов его семьи, а также приближенных к нему людей. На что особенно обращаешь внимание, знакомясь с содержимым издания - это язык, подача мысли и особенности публицистического жанра авторов, писавших в 40-х годах прошлого столетия.
6. Светочу русской поэзии - 220!
Это человек, имя которого стоит называть, когда не знаешь, что ответить; это его произведения стали эталоном языка; это писатель, памятник которому стоит даже в Эфиопии; это любитель дуэлей, женщин и кутежей. Только он может покататься по ссылкам, а потом занять у царя 20 000 на напечатание книги. Только он может написать про скучающего денди так, что получится энциклопедия русской жизни.
А мы можем его просто обожать и отмечать его день рождения в каждом уголке страны, потому что у каждого он свой:
6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин.
Библиотека подготовила интереснейшую и увлекательную выставку книг,
посвящённую этому знаменательному событию.
Выставка ждёт неравнодушных к творчеству поэта читателей до 01.07.2019
с 8.30 до 17.00 на 5 этаже корпуса № 7 (абонемент художественной литературы).
Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом.
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!
В последний вечер восемнадцатого столетия, 31 декабря 1800 года у Пушкиных собрались гости. Стол был парадно накрыт, ждали наступления Нового года, девятнадцатого столетия. Читались стихи, хозяйка дома Надежда Осиповна вполголоса подпевала, исполняла на клавесине романсы. Ровно в полночь раздался звон часов. Гости подняли бокалы, поздравляя друг друга. Громкие голоса гостей разбудили спавшего в соседней комнате маленького сына Пушкиных Александра, ему было всего полтора года. Как гласит легенда, он соскочил с кроватки, тихонько приоткрыл дверь в комнату, где собрались гости, и в одной рубашонке, остановился у порога. Испуганная, за ребёнком бросилась няня, крепостная Ульяна Яковлевна. Но мать остановила её. Тронутая неожиданным появлением сына на пороге нового века, она взяла его на руки, высоко подняла над головой и сказала, восторженно обращаясь к гостям: «Вот кто переступил порог нового столетия. Вот кто в нём будет жить».
Это были великие слова, пророчество матери своему ребёнку.
Пушкин перешагнул уже через два столетия.
Он перешагнёт и через тысячелетия!
Уважаемые и дорогие коллеги!
Невозможно себе представить ни одну успешно выполненную научную работу без долгих поисков, стараний и, конечно же, бесконечных и бесценных часов, проведённых в библиотеке.
Поэтому с радостью поздравляем вас с Общероссийским днём библиотек! Общероссийский день библиотек - праздник эрудиции и интеллекта, праздник каждого из нас.
Желаем всем в век инноваций сохранения интереса к сокровищам библиотечного фонда, а также интересных открытий, полезных знаний, замечательных событий в жизни.
Коллектив библиотеки ОГАУ
БИБЛИОДЕНЬ-2019
В преддверии Общероссийского дня библиотек – 27 мая, библиотека университета проводит рекламно-имиджевую кампанию «Наша информация – Ваш успех»:
«Библиотека – это и место работы, и храм мысли, и научно-исследовательский центр, и лаборатория, и музей, и место высоких радостей ума и глаз»
Н. Рерих
1. 27 мая - День открытых дверей «Библиотека университета – информационно-культурный центр»
2. Из новейшей истории библиотеки ОГАУ: «Неизвестный юбилей»
20 лет - уже история: неизвестный юбилей библиотеки.
Шишова О.А.
Заместитель директора библиотеки
«Прошлое уже нам не подвластно,
но будущее зависит от нас»
П.Я. Чаадаев
Справедливость слов русского философа и публициста Чаадаева, процитированных в эпиграфе, библиотека университета доказывает на протяжении всей своей истории…
1999 год вошёл в историю библиотеки, как год новоселья. К тому времени библиотека вуза «выросла» из своих площадей. Директору библиотеки было предложено переселиться в здание бывшего общежития факультета механизации сельского хозяйства. Под библиотеку были выделены 3, 4 и 5 этажи. С реконструкции этажей, постепенно, на бумаге, начал вырисовываться новый образ будущей библиотеки. Директор и заместитель директора стали её «проектировщиками». Перефразируя слова незамысловатой песенки, можно сказать: «Мы её слепили из того, что было»…
«Перекраивали» строение, объединяя комнаты в книгохранилища, формировали зоны для обслуживания читателей, определяя места под абонементы и читальные залы и т.д. Здание не отвечало типовым нормам и архитектурным требованиям, не было технически оснащено подъёмниками, конвейерами и лифтами, но практически, на тот момент, решало проблемы упорядоченного размещения фондов. Мы были рады и этому. Кроме того, новые площади позволили улучшить условия работы и самих библиотекарей.
Грандиозный переезд состоялся в поразительно короткий срок: с 15 марта по 17 июня в «новое» здание был перемещён весь фонд библиотеки с отделами и материальной базой. Весь процесс перемещения зависел от синхронности передвижения оборудования и литературы: книги не складировались «на свал», а сразу расставлялись на стеллажи, перенесённые одновременно с ними и, без промедления, установленные на новом месте. В этом был смысл. Слаженность в работе по переноске и сборке стеллажей одними, и параллельное действие по перемещению литературы и единовременная установка её на подготовленные стеллажи другими, сыграли свою роль. Уже 24 мая абонемент научной литературы принял первых читателей.Остается только добавить, что организацию переноса литературы обеспечивала директор библиотеки, а задачу переноса и установки стеллажей выполняла заместитель директора. Слаженная работа по этим двум направлениям была ориентирована на результат, и мы его получили. Руководство библиотеки и коллектив в сложных условиях показали умение и способность действовать организованно, как слаженный механизм и проявили профессиональную мобильность.
Да, мы можем многое, но такого результата не было бы без наших замечательных помощников – студентов университета. Мы бесконечно благодарны руководству вуза, деканам факультетов, которые направляли нам на помощь студентов, порой в ущерб учебному процессу, но, как говорится, полученный результат оправдывает средства его достижения. Отдельное «спасибо» мы говорим студентам факультета механизации сельского хозяйства, которые выполняли самую сложную работу по разборке, переносу, сборке и установке стеллажей. Они показали себя настоящими мужчинами с хозяйской хваткой, сноровкой, смекалкой.
…Идёт 2019 год. Многое изменилось в жизни вуза. За 20 лет библиотека пережила сложный процесс трансформации. Из привычной, традиционной, из той, знакомой многим поколениям читателей, она превратилась в информационный центр и является одним из ключевых звеньев в информационном обеспечении процессов образования и науки, уделяя большое внимание современным формам накопления и предоставления информации.
Информационно-образовательная среда вуза является главным ориентиром для библиотеки в информационном обеспечении образовательного процесса и научных исследований университета. Сайт библиотеки стал связующим звеном по предоставлению информации пользователям, а специалисты библиотеки стали навигаторами в море учебной и научной информации.
Ресурсы, размещённые на сайте библиотеки вуза, как собственной генерации (библиографические и полнотекстовые), так и приобретённые у правообладателей, обеспечивают и поддерживают интенсивность процессов обучения и научных исследований.
С появлением электронных ресурсов роль библиотеки в образовательной среде университета принципиально изменилась. Стремительно меняющееся информационное общество послужило толчком для перестройки внутренних технологических процессов. Принципиально изменились профессиональные подходы к комплектованию с использованием модуля «Комплектатор», технологии обслуживания (модуль «Книговыдача»). Участие в проектах позволило библиотеке расширить возможности наполнения баз данных. Полноценно функционирует многоканальная система поиска и доступа к информации, неразрывно связанная с новым типом информационной культуры пользователей и компетентностью самих сотрудников (МБА/ЭДД, справочная служба «Виртуальный библиограф» и т.д.). Специалисты библиотеки обеспечивают поддержку наукометрической деятельности университета, связанную с оценкой эффективности научных исследований, как преподавателей, так и самой организации. За последние 20 лет появились новые традиции, одна из которых – создание биобиблиографических указателей ведущих учёных университета. Эти издания пользуются большой популярностью в среде преподавателей.
Библиотека университета в современном формате работает по принципу lean-технологий, в основе которых лежит ориентированность на запросы целевой аудитории, оптимизации рабочего процесса и повышение его эффективности в условиях бережливой экономики при наличии высокого уровня компетентности сотрудников, благодаря которым не только сохраняются, но и создаются интеллектуальные ценности, направленные на поддержку образовательного процесса университета.
3. Библиотека – движущая сила перемен
Мы живём в мире информации, и навигация в мире знаний чрезвычайно важна. Как обучающемуся определить, какой выбор сделать?
Информационное общество сегодня ставит перед библиотеками множество вопросов по реорганизации их деятельности. Однако библиотеки несут на себе важную функцию по передаче знания и помощи в ориентации в огромном информационном поле.
Библиотека ОГАУ и её деятельность оказывается тесно сплетённой с жизнью вузовского сообщества. В связи с активным развитием и внедрением в библиотечные процессы телекоммуникационных технологий, специалисты библиотеки постоянно актуализируют свои знания. Инновации, внедрение новшеств, быстрое старение знаний традиционных технологий, диктуют свои условия обязательного повышения квалификации.
18 апреля 2019 г. исполнительный директор Ассоциации производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова провела вебинар «Библиотеки вузов – весна 2019: аккредитации и лицензирование», организованный издательством «Лань». В вебинаре приняли участие специалисты библиотеки и представители факультетов Оренбургского ГАУ.
Натела Нодарьевна ответила на вопросы, присланные участниками заранее, затем - на десятки запросов в чате вебинара: о требованиях к перечням литературы в программах дисциплин ВПО и СПО, об организации и оформлении подписок на ЭБС и использовании собственных ЭБС вузов, о регистрации баз данных, о модулях книгообеспеченности, о необходимых локальных нормативных актах, о важных изменениях в подходах к учебно-методическому обеспечению в ФГОС ВО 3++, о размещении ВКР и многом другом. После вебинара в адрес Нателы Нодарьевны сотрудниками библиотеки были направлены вопросы, которые не были заданы ранее, а также уточнения, комментарии, рассуждения и рассказы о собственном опыте.
25 апреля 2019 г. специалисты библиотеки и представители факультетов ОГАУ приняти участие в вебинаре «ЭБС “Лань”: весна обновлений». Вебинар был посвящён обзору обновлённой версии электронно-библиотечной системы «Лань» для пользователей: студентов, преподавателей вузов и сотрудников библиотек.
На вебинаре были рассмотрены следующие темы:
Новые поисковые возможности для пользователей ЭБС «Лань»
Новый формат регистрации пользователей (удалённая регистрация) в ЭБС «Лань»
Новые отчёты в администраторском кабинете библиотеки.
Интеграционные решения для вузов. Открытый API как инструмент сокращения трудозатрат на интеграцию ЭБС «Лань» с ЭИОС.
Ассистивные технологии в ЭБС: перспективы развития.
Автоматизация библиотечной отчётности. Новое системное решение ЭБС «Лань» - модуль «Книгообеспеченность».
29 апреля 2019 г. состоялся вебинар для сотрудников библиотек высших учебных заведений «Модуль “Книгообеспеченность”: образовательный процесс под контролем библиотеки». На вебинаре были освещены вопросы о работе модуля «Книгообеспеченность» и обсуждались новые комплексные подходы к решению вопросов обеспеченности литературой образовательных программ в вузах.
На вебинаре также были рассмотрены следующие темы:
Преимущества модуля «Книгообеспеченность».
Интеграция с информационными системами вуза.
Обновления данных и доступ отчётам модуля в режиме реального времени.
Расчёт коэффициентов книгообеспеченности.
Совместимость модуля «Книгообеспеченность» с АБИС.
Стоимость модуля для образовательных организаций.
А так же другие вопросы о работе модуля «Книгообеспеченность»
4. День книгодарения
В Общероссийский день библиотек: библиотека ОГАУ получает подарки
Дары… В комплектовании фондов библиотеки они играют значительную роль.
Университетская библиотека в очередной раз получила в дар от многолетнего друга библиотеки, заинтересованного довести до читателей информацию о накопленных знаниях, доцента Анатолия Семёновича Щукина интересные книги.
Конечно, дарения книг полностью не решат существующей проблемы комплектования. Тем не менее, научная библиотека в преддверии Общероссийского дня библиотек проводит благотворительную акцию «День книгодарения». Надеемся, что участники этого мероприятия, подарят библиотеке партии своей книжной продукции.
Презентация изданий, подаренных А.С. Щукиным:
Еллинек, Г. Конституции, их изменения и преобразования [Текст] / Проф. Г. Еллинек; Разреш. авт. пер. с нем. под ред. и c вступ. ст. Б.А. Кистяковского. - Санкт-Петербург: изд. юрид. кн. скл. «Право», 1907. - 96 с.
Освещена проблема изменения и преобразования конституций (в том числе вследствие революции). Рассмотрены виды изменения конституции законодательным путём, преобразование конституций путём конституционной практики. Преобразование конституции вследствие неприменения некоторых полномочий власти. Право санкции и право veto. Выявлены пробелы конституций, их восполнение, историческое умирание конституций.
Алексеев, Н. Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки [Текст] / Н. Н. Алексеев; под ред. В. А. Томсинова. - Москва: Зерцало, 2008. - 216 с.
В очередном томе серии «Русское юридическое наследие» публикуется книга русского правоведа и философа Николая Николаевича Алексеева (1879-1964), посвящённая методологическим вопросам государствоведения. Её текст воспроизводится по её первому изданию, вышедшему в Москве в 1919 году. В биографическом очерке профессора В. А. Томсинова, составившего предисловие к данной книге, вкратце описывается жизнь Н. Н. Алексеева и представляется его творческое наследие. В своих произведениях он высказал множество интересных, до сих пор сохраняющих свою актуальность мыслей об обществе, о его политическом строе, о государстве и праве, о коммунизме, социализме и капитализме, о России, о ее трагической и великой судьбе. Книга предназначается для студентов и преподавателей юридических вузов.
Издание доступно для чтения в ЭБС «IPRbooks».
Алексеев, Н. Н. Основы философии права [Текст] / Н. Н. Алексеев. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 251с.
Книга выдающегося русского правоведа и философа, одного из идеологов евразийства. Н. Н. Алексеева открывает серию «Классики истории и философии права», в рамках которой предполагается издать труды Е. Н. Трубецкого, П. И. Новгородцева, Б. П. Вышеславцева, Н. М. Коркунова, Л. И. Петражицкого и др. В этих трудах раскрываются религиозные и нравственные основания права, исследуются его философские, исторические, психологические аспекты, выявляется своеобразие русского правосознания, даётся систематическое изложение основ теории права. Издание публикуется на юристов, философов, на всех интересующихся историей русской культуры.
Вернадский, Г. В. История права: для использования в учебном процессе со студентами вузов, обучающимися по юридическим специальностям [Текст] / Г. В. Вернадский. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 175 с.
В книге публикуются историко-правоведческие работы крупного отечественного историка-эмигранта Г.В.Вернадского, представляющие в настоящее время библиографическую редкость и не потерявшие актуальность. Для историков права и историков.
Книга является переработанным изданием книга Сергея Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием», выдержавшей уже несколько тиражей.
Сергей Кара-Мурза выявляет устройство всей машины манипуляции общественным сознанием – как технологии господства. Для России переход к этому новому типу власти означал бы смену культуры, мышления и языка. В книге описаны главные блоки манипуляции и причины уязвимости русского сознания.
Принять новый тип власти над человеком или строить защиту от манипуляций – вопрос выбора исторической судьбы. А может быть – и существование русского народа.
Несмеянова, С. Э. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации с комментариями [Текст] / С. Э. Несмеянова. - Москва: Проспект, 2007. - 478 с.
Книга является уникальным изданием, вобравшим в себя актуальную судебную практику Конституционного Суда РФ с момента его создания по основным направлениям деятельности. Интерес представляет не только подборка практики Конституционного Суда РФ, но и её подача в форме выдержек из текста постановлений и определений Конституционного Суда РФ, представляющих собой правовые позиции органа конституционной юстиции по самым разным вопросам. Каждая глава сборника снабжена комментариями. Книга состоит из двух разделов. В главах первого раздела собраны правовые позиции, связанные с деятельностью самого органа конституционного судебного контроля и его статусом. В главах второго раздела собраны правовые позиции по отдельным конституционным правоотношениям, охватывающим весь спектр деятельности Конституционного Суда РФ. Для научных, практических работников, аспирантов и студентов юридических вузов, а также всех, кто интересуется судебной практикой Конституционного Суда РФ.
Новгородцев, П. И. Введение в философию права: Кризис соврем. правосознания [Текст] / П. И. Новгородцев. - Санкт-Петербург: Лань, 2000. – 347 с.
Книга выдающегося русского юриста П. И. Новгородцева относится к числу классических работ российской юриспруденции. Развитие важнейших правовых идей и доктрин, а именно - теории правового государства, народного суверенитета, их эволюция в правовом мышлении и политической практике прослеживаются на основе изучения теорий великих мыслителей прошлого. В настоящее время большой интерес представляют исследуемые автором проблемы общественного мнения, политических партий, народной воли и представительства, референдума, справедливости и прав личности.
Чичерин, Б. Н. Политические мыслители древнего и нового мира: Для использования в учеб. процессе со студентами вузов, обучающимися по юрид. специальностям [Текст] / Б. Н. Чичерин. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. – 331 с.
Б. Н. Чичерин – один из талантливейших русских учёных второй половины XIX-начала XX в., основной областью исследований которого была история политических учений прошлого. В свою книгу «Политические мыслители древнего и нового мира» автор включил самых выдающихся представителей западной политической мысли, что делает его как незаменимым учебным пособием по истории политических и правовых учений, так и просто увлекательным чтением для всех интересующихся социальными науками. По содержанию работа Чичерина почти полностью соответствует современным программам высших учебных заведений и уровню вузовских учебных пособий, но значительно превосходит их по ясности, красоте и широте изложения.
Издание доступно для чтения в ЭБС «Лань».
Библиотека университета благодарит Анатолия Семёновича за уникальный вклад в фонд библиотеки. Книги займут достойное место в фондах и пойдут в помощь учебному процессу.
Приглашаем студентов и преподавателей ознакомиться с поступившими изданиями. Уместно в связи с этим привести высказывание Н. Карамзина: «Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело не получать, а заслуживать».
5. Художественная книга ждёт своего читателя
«Каждая книга – это дверца, для каждого читателя своя… Каждая книга ищет своего читателя, а каждый читатель – свою книгу. Если человека одолевает скука, или он разочарован, или у него ум заходит за разум – значит, он не нашёл свою книгу. Но такая книга где-то есть. Она ждёт своего читателя. И когда книга и читатель встречаются – это прекрасно. Иногда книгам нужны провожатые, чтобы попасть, в конце концов, в нужные руки: мама, папа, дедушки и бабушки, братья и сёстры, друзья… Книгам надо помогать, они ведь не могут сами ходить: у них нет ног. Зато у них есть крылья, которые они могут вам подарить».
Б. Мазини
И, возможно, именно ваша книга ждёт вас в нашей библиотеке…
Сообщаем, что абонемент художественной литературы теперь находится в здании библиотеки (корпус № 7) на 5-м этаже. Приглашаем любителей чтения посетить обновлённый абонемент художественной литературы!
К услугам читателей – богатый фонд российской и зарубежной литературы различных жанров: классика, исторические произведения, детективы, фантастика, романы о любви, бестселлеры. Также представлены книги по литературоведению, искусству.
Обслуживаются все категории пользователей. Литература выдаётся на дом сроком на 15 дней с возможным продлением.
Будем рады видеть наши постоянных
и новых читателей!
Часы работы
абонемента художественной литературы:
Понедельник-пятница с 8.30 до 17.00
Суббота с 8.30 до 16.00
Воскресенье – выходной
6. По страницам старых и усталых книг
«Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, – этой бумажной памяти человечества.
Поэтому лишь собрание книг –
библиотека, является единственной надеждой и неуничтожаемой памятью человеческого рода»
А. Шопенгауэр
Наверное, каждый из вас испытает невольный трепет, когда возьмёт в руки старинную книгу, перелистает чуть пожелтевшие страницы, вдохнёт ни с чем несравнимый аромат старины. И потом ещё долгое время не сможет свободиться от обаяния этих удивительных книг, от магии тех тайн, которые они открывают.
27 мая 2019 года в научной библиотеке состоится уникальное событие –
пройдёт книжная выставка редких и ценных книг
Вниманию посетителей будут представлены книги –
издания XVIII-начала XIX веков по разным отраслям знаний
Данная выставка - настоящий праздник читательских удовольствий. И мы надеемся, что она будет пользоваться большой популярностью и привлекать всё большее количество истинных ценителей книги.
Спешите увидеть!
Только один день
выставка «По страницам старых и усталых книг»
будет открыта всем желающим!
Будем рады вас видеть!
Для справки:
Редкие книги или раритеты – это книги, сохранившиеся в ограниченном числе экземпляров из-за малых тиражей, стихийных бедствий (пожаров, землетрясений, наводнений), уничтожения в своё время по религиозным, идеологическим или иным причинам (например, рукописи «еретиков», революционные издания XIX века, издания военных лет и т.п.). К этой категории относится антикварная книга – старинная, если сказать одним словом, но не потерявшая своей научной, исторической или эстетической ценности. В XX веке к ним относили рукописные и старопечатные книги, изданные по 1830 год включительно. Сегодня, в соответствии с Указом об антиквариате за 1994 год, антикварными считаются книги, созданные до 1950 года, все книги изданные после этого срока называют старыми или букинистическими. Оригиналы их находятся в музеях и крупнейших российских библиотеках. Это национальное достояние, их вывоз из страны запрещён. Редкие издания отличаются также и неповторимыми приметами: автографом писателя, дарственной надписью, особым переплётом, они бывают раскрашены от руки, имеют дополнительные вложения и т.п.
7. Буккроссинг: прочитал сам – передай другому!
Уважаемые читатели!
В нашей библиотеке вы можете присоединиться к известному во всём мире движению – буккроссингу.
«Живая полка» - это место, откуда вы можете взять себе книгу, оставив взамен, по желанию, какую-нибудь свою. Книгу можно брать без записи, без формуляра и отставлять её у себя на весь период чтения, а потом либо передать другу, либо принести обратно, чтобы она порадовала другого читателя.
Прочитал сам – передай другому!
Присоединяйтесь к глобальному мировому проекту обмена книгами!
Обменяться книгами можно на 4 этаже библиотеки (корпус № 7)
8. Верни – я всё прощу!
Уважаемые читатели!
Для тех, кто давно собирался сдать книги в библиотеку, но по забывчивости, случайности или любой другой причине этого не сделал, проводится акция «Верни – я всё прощу!»
Библиотека предоставляет возможность вернуть книги без упрёков и объяснения причин.
С большим нетерпением ждём вас в рабочее время библиотеки 8.30-17.00 на 4 этаже корпуса № 7.
Встречайте лето без долгов!
Поющий символ эпохи: Булату Окуджаве исполнилось бы 95 лет
Победный май 2019-го богат на знаковые даты. Празднование Дня Победы в этом году совпало юбилеем одного из знаменитых советских бардов, композиторов, поэтов - Булата Шалвовича Окуджавы, чья биография заслуживает внимания. Фронтовик, родившийся 9 мая! Сложная судьба и огромный талант!
На свои стихи талантливый исполнитель сам писал песни, являясь одним из наиболее известных представителей в жанре авторской песни. Его творчество вместило целую эпоху. Поэта и композитора уже давно нет в живых, а стихи и песни Булата Окуджавы до сих пор звучат в компаниях и с экранов телевизоров.
Булат Окуджава прожил сложную, но интересную жизнь. Он родился 9 мая 1924 года в Москве в семье грузина Шалвы Степановича Окуджавы и армянки Ашхен Степановны Налбандян. Его родители были коммунистами по убеждению: отец - видный партийный деятель, матери также работала в партийном аппарате. Два обстоятельства во многом предопределили будущую биографию Булата Окуджавы: то, что запросился он на свет Божий из материнского лона 9 мая, и само место рождения - знаменитый московский Арбат.
«… И не забудь про меня»: виртуальная выставка к 95-летию Б. Окуджавы
9 мая 1924 года родился человек с настоящим мужским именем, поэт-песенник, актёр и драматург Булат Окуджава. Бард, чей день рождения приходится на День Победы, о чём его часто спрашивали на встречах с поклонниками: «Правда ли?», добивался в юности досрочного призыва в армию, но призвали его только после восемнадцатилетия. Именно в период службы появилась первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спалось», но её текст до нас не дошёл.
Окуджава стал автором около двухсот песен, многие из которых звучат в кинофильмах, в честь него открывают памятники, проводят фестивали и даже называют школы. Но можно просто подпевать его песням.
Однако Булат Окуджава писал не только стихи. Есть в его творчестве и проза.
Представляем нашим читателям виртуальную выставку, на которой представлены стихотворные и прозаические произведения Булата Шалвовича из художественного фонда библиотеки.