«Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки»
С. Цвейг
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
Поздравляем сильную половину человечества с замечательным февральским праздником - с 23 февраля! Желаем вам быть надёжной поддержкой родным и близким, радоваться жизни во всех её проявлениях, демонстрировать в трудных ситуациях волю, выдержку и стремление к победе! Пусть всегда будет боевым настроение, твердым слово и стальным характер! Будьте здоровы, любимы и успешны!
В ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА: 200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Д. УШИНСКОГО
Учитель русских учителей
«Ушинский - это наш
действительно народный педагог,
точно так же как Ломоносов –
наш народный ученый,
Суворов - наш народный полководец,
Пушкин - наш народный поэт,
Глинка - наш народный композитор»
Л.Н. Модзалевский, русский педагог,
детский поэт и писатель
ученик и соратник К.Д. Ушинского
2023 год знаменателен для российской общественности грандиозной юбилейной датой - исполняется 200 лет со дня рождения основоположника русской педагогики и народной школы России Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871 гг.).
Это событие легло в основу определения тематики 2023-го года, который Президент РФ Владимир Путин провозгласил Годом наставника и педагога. По словам президента, «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога».
Ушинского называют «учителем русских учителей». Константин Дмитриевич -основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики, создатель оригинальной, основанной на принципе народности педагогической системы, психолог, тонко понимающий особенности развития ребенка, замечательный дидакт, сторонник женского образования, подрывать устоев. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории.
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА: ВЕЛИКИЙ ПЕДАГОГ (К ЮБИЛЕЮ К.Д. УШИНСКОГО)
«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство она кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к деалу совершенного человека».
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
К. Д. Ушинский
Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К. Д. Ушинский. – Москва, Ленинград: Издательство педагогических наук РСФСР, 1948-1952.
Сочинения К. Д. Ушинского составляют значительную часть ценного прошлого русской педагогической мысли. Настоящее собрание этих сочинений еще глубже и шире раскроет значение К.Д. Ушинского для русской педагогики, его влияние на учительство на учительство и на развитие школы России, облегчит и усилит научную разработку богатейшего педагогического наследства К. Д. Ушинского, будет способствовать повышению качества подготовки советских учителей. Расположенные в хронологическом порядке произведения Ушинского, начиная с самых ранних его выступлений, дают возможность проследить, как зарождалось и развивалось его мировоззрение.
Ушинский, К. Д.Избранные произведения / К. Д. Ушинский. - Москва; Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1946.
Вып. 1: Родной язык в начальной школе / под ред. В. Я. Струминского. - 1946. - 188 с.
Выпуск посвящен вопросу о родном языке в начальной школе. В четырех, собранных в настоящем выпуске, работах Ушинский исчерпывающе осветил образовательное и воспитательное значение родного языка, разработал методику его преподавания в начальной школе.
ВЕБИНАР ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ К ПРОЕКТУ "КНИЖНЫЕ ПАМЯТНИКИ"
Сотрудники библиотеки стали слушателями вебинара «Как подготовиться к участию в проекте «Книжные памятники» в 2023 году: от отбора КП до подготовки тестовой цифровой копии».Организатор мероприятия - проектный офис Российской государственной библиотеки «Книжные памятники». Эксперты и спикеры - руководители специализированных отделов по работе с книжными памятниками РГБ.
На онлайн-встрече участники обсудили ряд актуальных вопросов:
• что учитывать при отборе книжных памятников, предлагаемых для участия в проекте; • что нового появилось в реестре книжных памятников; • изменения в проекте в 2023 году; • особенности описания объектов в реестре книжных памятников; • необходимость полистной проверки экземпляра; • ответственность держателя за достоверность предоставляемых сведений об экземпляре; • оформление экспертного заключения: • новые тематические разделы Национальной электронной библиотеки книжных памятников.
Безусловно, опыт специалистов очень полезен для библиотекарей, которым предстоит работать с размещением книжных памятников в государственной учётно-регистрационной базе данных.
«В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины»
«Ничего с этим не сделаешь, и меня уничтожат, если русский народ кончится, но он не кончается, а, может быть, только что начинается»
«Мое слово получено мною от русского народа, через его устную словесность. Сам я только научился хорошо записывать и применять это слово к своей мечте»
Михаил Пришвин
4 Февраля 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения советского талантливейшего писателя эпохи Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954 гг.)
Писатель прожил большую творческую жизнь. Неутомимый до глубокой старости путешественник, охотник, природолюб и исследователь народной речи, Пришвин оставил обширное литературное наследие. Певец родной земли и русского народа, он отразил в своих произведениях глубокую любовь народа к родине, ее людям, природе. Произведения Пришвина глубоко патриотичны.
Пришвин не только чувствовал и понимал явления родной природы. Его душа сливалась с душой природы, проникалась ее порывами, ее размахом. Читая Пришвина, чувствуешь, что автор говорит языком природы, мыслит ее мыслями.
Много лет жизни Пришвин посвятил сельскохозяйственному делу. В 1900 отправился в Германию, окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возращению в Россию работал агрономом, успешно применяя полученные знания на практике в России, а также сотрудничал в агрономических журналах, написал книгу «Картофель в полевой и огородной культуре». Но после того, как его первое художественное произведение было успешно опубликовано, он оставил прежнюю работу и сосредоточился на литературе.